Автор Тема: Попытка критического анализа причин развала Советского Союза  (Прочитано 24936 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 2482

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 2482

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 2482

Говорящий график о советской экономике времен Брежнева
burckina_new14 декабря, 18:58
Распределение полученной предприятиями прибыли до и после реформы Косыгина:


Автор: Михайличенко Д.Ю. - Михайличенко Д.Ю. (данные: Народное хозяйство СССР в 1975 г. - М., 1976. - С. 704,), Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=638150

Резко выросшая после реформы Косыгина доля экономического стимулирования обеспечила тот самый рост денежной массы на руках у населения, которая в условиях сдерживания низкого уровня цен на базовые продукты и товары и привели к тому самому дефициту, который сделал из населения антисоветчиков, радостно согласившихся на развал СССР и демонтаж социализма.

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 2482




В чём принципиальная слабость социального государства на примере из истории.
 


Оказывается, первое социальное государство был не СССР. А за столетия до него. И даже до Маркса с его марксизмом. Эти интересные факты я и сам узнал недавно отсюда:
El Supremo.
Интересно, Маркс знал о парагвайском социализме?
Или изобрёл социализм самостоятельно?
Поэтому идеологической основой парагвайского социализма был не марксизм, а христианство в его трактовке орденом иезуитов.
Эксперимент был успешным и продолжался несколько столетий. Но закончился закономерно - уничтожением.
Об этом чуть ниже.


«Примерно 200 лет назад на пылающем континенте, как называют Южную Америку, на месте сегодняшнего Парагвая в несколько больших чем сейчас границах находился Парагвай Эль Супремо. El Supremo (Верховный) - так называли бывшего адвоката Хосе Франсию жители страны.

Почти двухсотлетний эксперимент, который проводили перед этим в Парагвае отцы-иезуиты, привел к тому, что дикари и каннибалы из племени гуарани, жившие в сельве, с помощью Ордена Иисуса построили некий фьюжн из первобытнообщинного родоплеменного уклада, иерархичности Инкской империи и идеологии Города Солнца Томазо Кампанеллы. Это было первое социалистическое государство в мире, первый опыт построения общества, основанного на отказе от личной собствености, общественном благе, примате коллектива над личностью. Отцы-иезуиты весьма основательно изучили опыт управления в Империи инков и очень творчески подошли к его внедрению.

Эксперимент отцов в конечном итоге привёл к тому, что нечеловеческими усилиями извне они были изгнаны, а Город Солнца - разрушен. Но психология индейцев уже преодолела точку невозврата, и на месте разрушенного возродилось новое - такое же, а в чем-то и лучше - государство Парагвай.

Оно образовалось на обломках испанской империи, которую трудолюбиво добивали новые молодые и хищные колонизаторы - англичане. Созданная их руками аргентинская хунта попыталась подмять под себя парагвайских индейцев и метисов (Парагвай был самой забытой дырой во всем букете испанских колоний, поэтому с белой расой там было тяжело - более 2/3 жителей составляли гуарани, а из оставшихся ещё 2/3 были метисами). Однако парагвайцы уже в четвертьфинале всухую наклепали аргентинским кудесникам полные ворота безответных голов, после чего хунта даже не рискнула предлагать переигровку.

В этой войне и появился как признанный и безальтернативный лидер народа адвокат Хосе Франсия. Он был безоговорочным сторонником независимости Парагвая и был признан народом, а Конгресс присвоил ему звание пожизненного диктатора и поименовал его Эль Супремо - Верховным.

Супремо не был вегетарианцем - заговоры против республики пресекались нещадно, диверсанты, шпионы и предатели беспощадно бросались в тюрьму, а особо упоротые расстреливались. Надо отметить, что за все время правления Франсии таковых набралось около 1000 человек, из которых к стенке поставили всего 70.

Введя на революционной волне чрезвычайное положение, Франсия предельно жёстко обошёлся с преступными шайками, терроризировавшими страну. Буквально за несколько лет страна забыла, что такое преступность. Верховный стремительно восстанавливал идеологию отцов-иезуитов, хотя вполне разумно не устраивал полпотовские коммуны. В Парагвае возникла специфическая экономика, основанная на частном мелком предпринимательстве и общественном труде. Бесплатное образование (на дворе между прочим было начало 19 века!), бесплатная медицина, общественные продовольственные фонды, чрезвычайно низкие налоги вкупе с приличной по тем временам государственной промышленностью и мануфактурами создали экономическую независимость Парагвая и перевели его на самообеспечение.

Смерть Франсии в 74 года стала шоком для нации, но на смену ему пришёл такой же жёсткий и последовательный Карлос Лопес.

Лопес весьма свирепо лупил по рукам желающим поживиться на халяву. Таковые были в основном среди иностранцев. Скажем, Лопес безо всяких церемоний вышвырнул американского консула Гопкинса, который попытался развернуть незаконный вывоз парагвайских товаров. Во внешней политике Лопес тоже был не робкого десятка и без малейшего почтения чуть не утопил американскую канонерку, которая заблукала в его территориальных водах, ведя сугубо разведывательные гидрографические исследования подходов к берегу.

В общем, у окружающих Парагвай соседей, а в особенности у хозяйничавших в Южной Америке англичан и американцев возникло стойкое подозрение, что что-то их стал беспокоить этот Гондурас Парагвай. Дурной пример был заразителен, и уже соседний Уругвай стал как-то внимательно присматриваться к соседям на предмет перенятия опыта. Что неудивительно - к середине 19 века Парагвай стал самой быстрорастущей и наиболее обеспеченной страной Южной Америки. Бедность там отсутствовала как явление, но и богатых в Парагвае хватало, и они были вполне мирно интегрированы в общественную ткань.

Такое терпеть было более невозможно, и была совершена классическая провокация. Бразилия напала на Уругвай и оккупировала единственный порт, через который шла вся торговля Парагвая - Монтевидео. Парагвай был вынужден проводить мобилизацию и вступать в войну. Война началась крайне неудачно, так как подкупленный генерал Эстигаррибия завёл экспедиционный корпус Паргвая в ловушку. Мировое сообщество возопило об агрессии Парагвая, благополучно опустив предшествующие события, и сплотилось в борьбе с гнездом мирового терроризма. 1 мая 1865 года была сколочена коалиция из Бразилии, Аргентины и (!) Уругвая, которая уже в марте 66 начала наступление на Парагвай.

Не стоит даже упоминать, что свободолюбивое мировое сообщество гнало в адрес миротворцев оружие, боеприпасы и советников самыми крупными партиями и безвозмездно. То есть, даром, как говорила мудрая Сова Винни-Пуху.

Нетто-показатели коалиции и Паргвая были несопоставимы. 1,4 миллиона жителей в Парагвае - а только в Бразилии более 10 миллионов жителей. Со всей Южной Америки в армию интервентов хлынул сброд - пограбить самую богатую страну континента желающих почему-то находится сразу и с избытком. Бразильцы вдобавок гнали в армию рабов, обещая им свободу (и даже в отдельных случаях выполняя обещание).

Коалиция раздавала обещания и выражала уверенность, что воздушная фаза операция закончится за три месяца. Оккупанты не сообразили, что они будут иметь дело не с армией, а с вооружённым народом. Поголовно вооружённым - безо всякого преувеличения.
Естественно, коалиция встряла сразу. Ключевой пункт обороны Парагвая - крепость Умайту - стала парагвайским Севастополем и держалась 30 месяцев. Попытка обойти крепость привела к тому, что обходящие её отряды были встречены женским (sic!) ополчением, которое в бою при Корумбе вместе с гарнизоном крепости вынесло оккупантов в болота, где неудачно сманеврировавшие оккупанты благополучно вымерли от крокодилов, дизентирии и прочих прелестей тропической сельвы.

Верблюд с золотом тоже попытался постучать в ворота Парагвайской крепости - верблюда попытался привести американский посол. Заговор раскрыли, посла традиционно на пинках вынесли из страны, после чего тема заговоров и предательства была закрыта. Коалиции пришлось штурмовать Парагвай в лоб.

Коалиция находилась на мировом коште - в её адрес непрерывным потоком шло новейшее вооружение, флот интервентов вкупе с примкнувшими американцами (как без них!) был бронирован и недоступен для парагвайских пушек. Медленно и с невероятными потерями интервенты продавливали оборону парагвайцев. Фактически, тупо перемалывали её, платя невероятным соотношением потерь.

В конечном итоге Умайту в августе 68 года пала, через 4 месяца был взят Асунсьон. Но война на этом не закончилась. Интервентам противостоял весь парагвайский народ, который ушёл с оружием в руках в сельву и вёл партизанскую войну.

Абсолютно враждебный Парагваю бразильский историк Роше Помбу был вынужден признавать массовый героизм парагвайцев и писал: "Множество женщин, одни с пиками и кольями, другие с малыми детьми на руках яростно швыряли в атакующих песок, камни и бутылки. Настоятели приходов Перибебуи и Валенсуэла сражались с ружьями в руках. Мальчики восьми-десяти лет лежали мёртвые, и рядом с ними валялось их оружие, другие раненые проявляли стоическое спокойствие, не издавая ни единого стона".

Последнее сражение этой войны произошло 1 марта 1870 года в ущелье Серро-Кора. В этом бою был уничтожен последний отряд свободного Парагвая и убит президент Лопес.
Итог войны - 90% мужского населения Парагвая было истреблено. Из полутора миллионов человек в живых осталось около 200 тысяч. Парагвай был выбит вчистую и до сих пор является чёрной дырой континента и самой нищей страной.
Добро победило».

Ещё Троцкий с Лениным писали, что капитализму и социализму на одной планете не ужиться. А без революции капитализм не свергнуть. Так что или победит мировая революция, или «нас сомнут». «Либо мы их, либо они нас». В общем-то, так и вышло. Мировая революция пока не победила.

Какое то время равновесие военных сил между двумя лагерями в мировом масштабе породило такую эфемерную вещь, как международное право. Но, как только с крушением СССР равновесие было сломано, международные отношения опять вернулись к праву сильного
Что мы и наблюдаем.

В чём слабость любого социального государства?

В неизбежном предательстве элиты в конце концов.
Дело в том, что благосостояние масс достигается только за счёт уменьшения потребления элиты. А больше средства взять не откуда. Или элита жиреет за счёт масс, или массы улучшают своё материальное положение за счёт перераспределения части доходов элиты.
Вы знаете, почему элита СССР разваливала СССР?

А она просто сравнивала, как только получила такую возможность, как живут равные им по статусу элитарии при капитализме и как живут они при социализме. И хотели жить и потреблять так же. Захотели для этого тоже стать владельцами заводов, газет, пароходов.
И для этого им надо было сломать социальное государство и увеличить свой доход за счёт своего народа. (А за счёт какого другого народа ещё это можно сделать?)

Что они, в конце концов и осуществили после многих десятилетий саботажа и просто плохой работы на своих высоких постах. Под лозунгом: «они делают вид, что нам платят – мы делаем вид, что работаем».

В других социальных государствах всё в конечном итоге кончилось аналогично. Предательством элиты. Иногда само по себе. А чаще с помощью агрессоров.

А вот как убедить сочетать большую власть с личной аскезой, в массовом порядке пока никто не додумался. Сталин пытался, но у него не очень получилось. А после Сталина и не пытались. Только прикладывали все усилия для маскировки своего реального потребления от масс.
Я думаю, некоторый шанс есть только в религиозном обосновании аскезы на высоком посту.
Ну и полезно будет дополнительно кастрировать всех чиновников по примеру древнего Египта или Китая. Чтобы у них не было ни любовниц, ни жён, ни семей, ни наследников. Только народ, вверенный под его управление.
Чтобы из всех личных интересов остались разве что стремление к личному комфорту и жажда власти.
Ну и интерес к делу, само собой.
Может, поможет?
Надо предложить…
Ну, или подождать мировой социалистической революции. Чтобы везде было одинаково.

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 2482




Ошибки в планировании реформ в СССР, приведшие к его распаду. Мнение китайского профессора.
 


20мая статья в "Хуаньцю шибао" опубликована статья профессора университета Цинхуа Лю Шулиня под заголовком "Четыре урока распада СССР".
.
Как отмечается в статье, "в 1980-е годы социалистические государства захлестнула волна реформ. Однако, как бег вниз с горы в сравнении с ходьбой увеличивает шансы упасть вниз лицом, так и реформы, проводимые в социалистических странах, делают эти страны более уязвимыми". По мнению автора, уроки, извлечённые из краха, который потерпела КПСС, представляют большую ценность для идущего по пути реформ Китая.
Уроки эти профессор формулирует следующим образом:
.
Во-первых, по его утверждению, "партия не должна отказываться от руководства страной в процессе проведения реформ. Поражённая тяжёлой коррупцией КПСС имела шансы на возрождение. Но в шуме "открытости без границ" КПСС утратила контроль над интеллигенцией, учёными и средствами массовой информации".
.
Во-вторых, отмечает Лю Шулинь, "в процессе реформ нельзя отказываться от принципа общественной собственности как экономической основы общества. Социалистическая общественная собственность на средства производства является основополагающей для социалистической системы и гарантирует людям участие в управлении государством. До тех пор, пока положение об общественной собственности является неколебимым, сохраняется также и фундамент социалистического государства, вне зависимости от хода течения реформ".В начале июля 1991 года Верховный Совет ССР принял Закон о приватизации который гласил, что государственные предприятия могли быть превращены в коллективные или акционерные, проданы или выставлены на конкурс/аукцион. В том же месяце глава СССР Михаил Горбачёв написал участникам лондонского саммита"семёрки", что за первые две года проведения в жизнь плана приватизации 80 проц средних и малых предприятий должны быть проданы физическим лицам, а затем разгосударствлению и приватизации подвергнутся более крупные предприятий. "Приватизация породила привилегированный класс и классовую разницу между гражданами СССР, результатом чего стали во-первых, перестановки в стране в связи с резким разворотом в политике со стороны правящей партии, во вторых, гнев общественности, пытающейся совладать с новой реальностью", -пишет автор статьи.
.
Третьим уроком, по его мнению, "должно стать то, что реформа не равносильна простому отрицанию предыдущих лидеров". "Никита Хрущёв выступил на XX съезде КПСС в 1956 году с секретной речью о "культе Сталина", в котором развенчал заслуги Иосифа Сталина в успехах по построению социалистического общества и упомянул о массовых репрессиях", - пишет Лю Шулинь. С тех пор антисталинское движение продолжалось в СССР в течение нескольких десятилетий и привело к катастрофическим последствиям отрицания истории СССР, системы и целей коммунизма. "Однако простое отрицание прошлого не поможет решить проблемы настоящего. В ходе реформ, проводимых в СССР в 1980-н года, Горбачёв изменил направление развития СССР, опираясь на так называемое "новое мышление". Однако он остался глух к следующим фундаментальным вопросам:Что является конечной целью реформ? Должны ли реформы следовать принципам социализма?", - утверждает китайский профессор.
.
Четвертый урок заключается в том,что "реформы не должны полагаться на внешние силы". Профессор напоминает, что "США никогда не отказывались от своей цели "мирного преобразования" СССР и других социалистических стран. США приняли все меры для того, чтобы оказать идеологическое давление на социалистические страны, в то время как проводящие реформы лидеры ССР не предприняли никаких мер предосторожности для того, чтобы противостоять этому давлению". Лю Шулинь пишет: "Горбачёва заботили оценки и похвалы со стороны США, и его усилия по "содействию открытости" и так называемой "культурной автономии" были направлены на то, чтобы получить поддержку США. Вспомним,что Горбачёв утверждал, что он первый позвонил президенту США после попытки государственного переворота, совершённой сторонниками жёсткой линии,пытавшимися предотвратить развал страны, и покинул место своего домашнего ареста только после того, как получил инструкции от президента США. Понятно желание поддерживать контакт с западными странами в обычной ситуации, но необходимо также сохранять здравый смысл и принимать эффективные меры предосторожности".
.
Как видим, ошибки, по мнению китайского профессора, начались давно и нарастали с тех пор. А всё потому, что в нашей стране правила идеология и идеологи. При несоответствии одной идеологии, они не нашли ничего общего, как тупо перенять чужую. Типа главное усердно молиться новым богам и они нам помогут.
Не прагматики, короче. В отличие от Китайцев.
А ещё профессор не описал классовые интересы российской бюрократии в ходе реформ.