Автор Тема: О ФУНКЦИЯХ ИСКУССТВА  (Прочитано 30 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 186
О ФУНКЦИЯХ ИСКУССТВА
« : 14/09/18 , 16:19:42 »
О ФУНКЦИЯХ  ИСКУССТВА

Как известно, человек постигает окружающий мир с помощью органов чувств и логического анализа полученной информации - мышления. Соответственно физиологи выделяют в нашем  головном мозге две доли. Левая доля отвечает за логическое мышление, правая – за чувственное познание. На логическом мышлении основаны все науки, на чувственном познании – искусства. 
Искусство в целом  выполняют три основные функции: обучает, воспитывает и развлекает зрителя или слушателя. Так, например, живопись, скульптура, архитектура могут давать зрителю знания по истории, социологии, правилам общения с себе подобными и другими живыми существами и т.д. Музыка может обучать человека глубже и тоньше понимать окружающий мир. Художественная литература может учить человека этике -философии жизни, специальная – давать знания во всех областях человеческой деятельности. Очевидно, этот краткий экскурс в область задач, решаемых различными искусствами, может быть развит и продолжен. Важно отметить, что эта функция искусств способствует образованию человека, повышению его умственных возможностей.
Другой функцией искусств является воспитание человека, иначе говоря, обучение его нравственным нормам. Нравственные законы регулируют человеческое общежитие. Они менее подвержены изменениям, родятся из житейской практики, на них основаны (в идеале!) законы юридические. Потому законы морали являются более важными. Воспитание, хотя и тесно связано с обучением человека профессиональным знаниям, во все времена, кроме нынешнего, выделялось отдельной строкой и ставилось на первое место. Правильно воспитанный человек: добр, справедлив, гуманен, патриотичен, честен, отзывчив, человеколюбив - в целом духовен. Он более подготовлен к общественной жизни.  Если обучение способствует развитию логического мышления, то воспитание наполняет душу человека духовными ценностями, превращает биологическое существо в Человека !
Наконец, третьей функцией искусств является развлечение человека, отвлечение его от  действительности - увод его сознания от реальности в виртуальный мир - мир красивой сказки. Своё наибольшее развитие эта функция искусств получила вместе с торжеством капитализма и массовой культуры в человеческом обществе. Крайне несправедливая буржуазная действительность, утрата религиозных ценностей  и высокой аристократической морали способствовали ещё на заре капитализма возникновению особого направления в искусстве - романтизма – сознательного ухода от непривлекательной реальности в мир прекрасных иллюзий. Вместе с углублением и развитием рыночных отношений во всех областях человеческой жизни, падением духовности, приближением либерализма к своему естественному концу эта функция искусств становится всё более требуемой человеком. Он не рассуждает, он интуитивно чувствует потребность спрятаться от давящей действительности в красивый фантастический мир. Старшее поколение русских людей увидело этот процесс собственными глазами. Увидело, как непомерно возрос в народе спрос на развлечения. Соответственно расширилось разнообразие предложений, возросла цена развлечений и престиж развлекателей. Сегодня в России самыми известными и почитаемыми стали артисты, спортсмены, шоу-бизнесмены. Ни один самый выдающийся  учёный, принесший своими работами благо всему человечеству, по престижу не может сравниться с модной, не редко безголосой певичкой или скоморохом!
Читая это, обыватель скажет: «Ну и что тут плохого!? Человек отдыхает от трудов праведных, любуясь красотками (их телесами!) и наслаждаясь голосами, или слушая «петрасянов» пусть и с их бездарными песенками и плоскими шутками «ниже пояса»! Он имеет на это право!» Беда в том, что время, затраченное на развлечение, он мог бы использовать более продуктивно, размышляя над сегодняшними проблемами. Например, - на анализ окружающей действительности и поиск мер борьбы с существующими общественными пороками, каковых, увы, множество.
Хлеба и зрелищ жаждали древние римляне, утратившие идею патриотизма - идею величия Рима - в период приближения краха империи. Разве не то же происходит сегодня в России!? Может быть, пора задуматься хотя бы тем, кто на это способен!
май 2011г.