Автор Тема: ОБЩЕСТВО - МОРАЛЬ - СОВРЕМЕННОСТЬ  (Прочитано 70 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 215


ОБЩЕСТВО – МОРАЛЬ – СОВРЕМЕННОСТЬ

Вместе с объединением человеческих индивидов в сообщества: семья, род, племя, союз племён и т.д. между индивидами и их группами возникают постоянные взаимоотношения. Первоначально они основывались на принципе: «за добро или зло, которое ты мне сделал, я отвечу тем же!» На том же принципе основывались и взаимоотношения между сообществом и человеком.
Потребность во взаимопомощи постепенно всё более сближала людей. Первой формой объединения стала семья. Оседлая жизнь наших предков, занятие земледелием и скотоводством обнаружили потребность в неких правилах общежития. Необходимость охраны жилищ, посевов или стад вызвала к жизни естественное правило: владеет землёй тот, кто первым её занял. Покушение на чьи-то права вызывало заступничество со стороны сообщества. Таким образом, постепенно на людей накладывались некие ограничения, они отказывались от части  своих свобод, если таковые вредили общему благу. Для соблюдения всеми членами сообщества общепризнанных правил потребовалась власть, как возможность одних людей навязывать свою волю другим. Первой властью стали обладать главы семейств, вожди, жрецы - люди отказались от  своей полной независимости.
В дальнейшем большинство правил общежития возникали сами собой вследствие усложнения человеческих взаимоотношений. Чтобы отец семейства был уверен, что дети, которых он кормит, принадлежат именно ему, возник обычай длительного брака и обязанность женщины иметь отношения только с одним мужчиной. При этом женщина получила и свою выгоду: одной ей было трудно прокормить детей. Для большей надёжности семейного союза возник обычай бракосочетания, а затем и правила раздела наследства. Неравенство материального состояния семей и родов привело к зависимости одних людей от других. Усложнение взаимоотношений между людьми стало причиной множества разнообразных конфликтных ситуаций. Для их разрешения потребовалась власть разумных, уважаемых людей, для восстановления справедливости обладающих  достаточной вооружённой силой. Так возникли  суды со всеми их атрибутами. Роль судей первоначально исполняли вожди, авторитетные воины, жрецы или колдуны.
Людям духовно порочным, чуждо уважение к правде, добру и справедливости. Увы, таковые были во все времена! Удерживать их поведение в принятых обществом рамках может только страх перед неотвратимым наказанием или стыд за содеянное. Отсюда возникла необходимость создания системы наказания за различные проступки членов сообщества.
Начиная с глубокой древности, человеку была присуща вера во всё  сверхъестественное, в силы природы, в божества. Страх перед неизведанным долгие годы удерживал людей от неблаговидных поступков. Класс служителей этого неизведанного постепенно рос и расширялся. Недобросовестная их часть вместо распространения правил добродетели, стали насаждать в сердца людей только суеверие. Потому-то многие религиозные догмы и сегодня служат не простому народу, а священнослужителям и властной верхушке!
С увеличением народонаселения умножились и усложнились столкновения между индивидами. Со временем появлялись всё новые и новые обязанности и ограничения, накладываемые на членов человеческого сообщества. Эта система обязанностей, ограничений и запретов и получила название Мораль. 
Мораль, по определению Словаря по этике, происходит от лат. moralitas, moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика».
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самооценки личности, равенство всех людей в их стремлении к счастливой, справедливой и достойной жизни. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в  семейных, личных, межгрупповых и международных отношениях. Это ценностный базис общества, взаимоотношений между людьми. Наиболее принципиальные  моральные правила вырабатывались на протяжении длительного времени и являются общепризнанными  разными народами Земли. Требования морали, как и обычаи, формируются практикой жизни, массовым поведением людей и отражают длительный жизненный опыт, беря из него самое лучшее, приемлемое для большинства людей. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми и каждым в отдельности. Моральный авторитет какого-либо человека не связан с его общественным положением, но является авторитетом духовным – духовной властью. Нормы морали выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах, рекомендациях) о том, как следует поступать человеку в тех или иных случаях. Господствующие в данное время в обществе нормы морали исходят из общих принципов, представлениях об идеалах,  добре и зле. Надо сказать, что моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически существующему в данное время в жизни общества, как это и происходит сегодня в России, о чём подробнее пойдёт речь далее.
Итак, мы вкратце рассмотрели общее понятие о морали, как одном из видов регулирования жизни человеческого общества и эволюционный, дарвиновский путь её возникновения и становления. Этого взгляда придерживаются философы-материалисты.
Естественно, начальные истоки морали, многие тысячелетия регламентирующей общественную жизнь, издавна интересовали людей. Атеисты, верящие теории Дарвина о происхождении видов, рассуждают  так: если человек – выходец из мира животного, то и истоки морали следует искать там. Вот как пытается обосновать эту гипотезу Конрад Лоренц в своей книге «Мораль в мире животных».
Известно, что собаке, кроме того, что дано природой (например, не кусай кормящую руку!) можно привить некоторые этические ограничения, которые ей не даны изначально. Например, её можно научить не спать на хозяйской постели, а только в определённом месте; отправлять естественные надобности там, где хочет хозяин. Легавую охотничью собаку можно научить ходить «челноком», ложиться перед выстрелом  и многому другому. Более того, собака способна, как и человек, переживать (стыдиться!), когда не выполнит какой-то запрет! То есть, она может быть воспитана, иначе говоря, обучена неким нравственным нормам. Откуда же берётся начало морали у  животного? По-видимому, это созданные естественным отбором некие поведенческие программы. Для выживания вида нужно было чего-то не делать. Нарушившие эти правила индивиды, просто не выживали, а возможно, не выживал и весь род.
Один из самых распространённых видов запрета в мире животных – «не убей своего!». Этот запрет особенно заметно работает среди хорошо вооружённых животных: хищников, имеющих мощные зубы и челюсти. Известно, что в драках они в полную силу их никогда не применяют. Иначе все хищники давно бы исчезли с лица земли! Они ограничиваются угрозами, в крайнем случае, наносят удары по нежизненно важным частям тела противника. Потому-то у котов часто бывают рваные уши.
Чем лучше вооружено животное, тем строже запреты. Именно это и обеспечивает сохранение  вида. Так самцы лосей во время брачных поединков никогда не бьют своими мощными рогами соперника в живот или в бок, а просто, сцепившись рогами, демонстрируют свою силу. В конце концов, более слабый бык отступает. У человека же, как слабо вооружённого живого существа, инстинктивные ограничения на свои действия в драке практически отсутствуют. Они не были нужны, потому и не появились в процессе естественного отбора. Увы, инстинктивного ограничения на убийство сородича у него нет, а средства существуют!
Может быть, и прав Конрад Лоренц и истоком человеческой морали, действительно, является животный мир!? Во всяком случае, его точка зрения имеет право на  существование.
Однако существует и другое мнение, которого придерживаются религиозные мыслители, философы-идеалисты, считающие, что правила человеческого общежития являются божественными предначертаниями. Так, по мнению иудеев и христиан, они были даны пророку Моисею в виде десяти Заповедей, начертанных на каменных скрижалях. Эти Заповеди, безусловно, объединили всё лучшее из правил человеческого общежития, выработанных практикой многих народов и поколений, и  достойны того, чтобы здесь их привести. Это действительно общечеловеческие нравственные нормы. Вот они:
1.Я есть Господь Бог твой и не должно быть у тебя другого Бога кроме меня.  Если толковать понятие Бог, как Совесть, внутренний судья, то Заповедь призывает к единой оценке событий и явлений всеми людьми. Очевидно, неукоснительное исполнение этой заповеди  объединило бы всех людей земли.
2.Не сотвори себе кумира (идола), не поклоняйся и не служи ему. Эта Заповедь уточняет первую.
3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Заповедь призывает ответственно подходить к рекомендациям морали, не кощунствовать, быть верным данному слову.
4.Шесть дней недели делай свои дела, седьмой посвяти господу Богу твоему. Иными словами, периодически остановись человек, отвлекись от повседневных забот, проанализируй: все ли твои деяния согласуются с Совестью. Скорректируй свою жизнь в случае необходимости.
Первые четыре заповеди  описывают систему оценивания качеств личности человека. Очевидно, для оценивания нужны некие критерии, мера. Роль меры выполняет система (шкала) христианских ценностей. Отметками на этой шкале служат остальные шесть Заповедей.
5.Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было комфортно на душе,  и ты долго прожил на земле. Заповедь призывает к уважению, любви и заботе о родителях и старших; повиновению своим наставникам. В противном случае разорвётся связь поколений, и новое поколение не сможет воспользоваться опытом предков.
6.Не убей. Убийство здесь понимается шире, чем лишение жизни. Заповедь призывает любить людей, не делать им того, чего не желаешь себе.
7.Не прелюбодействуй. Заповедь удерживает людей от разврата: соблазнительных зрелищ, пьянства.  Всего того, что не способствует оставлению после себя физически и нравственно здорового потомства.
8.Не воруй. Заповедь запрещает все способы безнравственного обогащения.
9.Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего. Под ближним понимается всякий человек. Заповедь означает запрет на ложь, клевету, доносительство, очернение доброго имени.
10.Не завидуй.  Зависть и неблагодарность великий Кант считал самыми чудовищными, дьявольскими качествами человека. Заповедь воспрещает не только делать другому какое-то зло, но даже помышлять об этом. Ибо от дурных мыслей недалеко и до дурных дел!
Заповеди крупными штрихами определяют, что есть Добро и что есть зло. Чем должен руководствоваться человек, чтобы жить в мире и согласии с самим собой и с окружающей средой.
Следует сказать, что девять блаженств Нагорной проповеди Иисуса Христа указывают пути реализации приведенных Заповедей (нравственных норм), безупречное исполнение которых человечеством привело бы к всеобщему благоденствию! Увы, этого пока не предвидится. Слаб человек! Слишком сильно в нём животное начало!
Об общечеловечности  приведенных здесь христианских моральных правил свидетельствует то обстоятельство, что они в том или ином виде повторяются в моральных кодексах всех основных мировых религий: иудаизме, исламе, буддизме, конфуцианстве. Одна из древнейших общепринятых заповедей морали называется «Золотым правилом этики». И звучит так: «Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!» Эта короткая фраза заключает в себе сущность высокой морали!
Почти полностью общепризнанные моральные нормы зафиксированы и в Моральном кодексе строителя коммунизма, принятом на XXII съезде КПСС в 1961 году в СССР. Приведём его для сопоставления.
 «Моральный кодекс строителя коммунизма»
1.   Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2.   Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3.   Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4.   Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5.   Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6.   Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7.   Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8.   Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9.   Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10.   Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11.   Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12.   Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Так что врагам Советской власти нет оснований упрекать её в аморальности! Атеистическая идеология, принятая в СССР, исключала религиозное мировоззрение, в моральном кодексе отсутствует понятие Бог, зато, как и в случае веры в наличие единого Бога, возвышенные коммунистические моральные нормы мы надеялись распространить на все народы Земли! И если бы наши идеи были полностью реализованы на практике, разве не был бы построен земной рай!?
Моральные нормы поведения, выработанные практикой и принципиально схожие для всех народов земли, успешно регулировали жизнь человеческих сообществ на протяжении многих тысячелетий. Важно отметить, что мораль оценивает не только практические действия человека, но и его мотивы, побуждения, намерения. Поэтому в моральной регуляции жизни общества особую роль играет формирование в каждом индивидууме способности самостоятельно определять свою линию поведения в обществе без постоянного внешнего контроля, который заменяется внутренним контролем – Совестью.
Согласно Философскому словарю Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности – характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.  Это одно из выражений нравственного самосознания личности.
Во многих европейских языках слово «Совесть» этимологически означает «совместное знание». В частности, в русском языке – состоит из «со» (совместно) и «ведать» (знать). То есть, понятие «Совесть» предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль за их выполнением. При этом наказанием за невыполнением моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения Совести).
Высоконравственную (совестливую) личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность Мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, это глубокое осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Наличие Совести – критерий высокой духовности и нравственности личности.
Русский энциклопедист В.И. Даль толковал Совесть как нравственно сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание Добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство побуждающее к истине и Добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к Добру и истине; прирождённая правда в различной степени развития. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: «От человека утаишь, от Совести (от Бога) не утаишь!»; «Добрая Совесть» - глас Божий!»;  «В ком стыд, в том и Совесть!»;  «Глаза-мера, душа-вера, Совесть-порука!»
Заметим, что стыд, по Далю, - это ни что иное, как внешнее проявление Совести (Бога) в душе человека! То есть, отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него и Совести (Бога) – внутреннего контролёра его поступков!
Основой любой морали является понимание Добра и зла. Несмотря на то, что существуют различные подходы к определению Добра и зла, более того, существует мнение, что понятие «Добро» вообще невозможно определить, мы будем придерживаться точки зрения В.И. Даля, который считал добрым всякий поступок, способствующий жизни по законам высокой христианской морали, то есть, во благо общества! Антипод Добра – зло, соответственно, всё то, что способствует нарушению этих Заповедей. В каком-то смысле Даль отождествляет понятия  «Бог» и «Совесть». Вот какое огромное значение он придаёт  этому человеческому качеству!
 Действительно, чем не Бог – нечто постоянно присутствующее рядом с человеком, всё видящее и всё знающее о нём, оценивающее каждый его поступок, поощряющее за добрый - душевной радостью и наказывающий за злой - душевным страданием!? Думается, что даже самый убеждённый честный атеист, думающий об общественном благе, не стал бы возражать против гипотезы существования такого Бога! 
Очевидно, Совесть органически связана с природой человека как существа общественного. При этом, если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности. Отсюда вытекает её огромная роль в регулировании общественных процессов. Наличие Совесть как бы определяет идеал взаимоотношений человека и общества. Не случайно морально безупречного человека называют Совестью нации!
Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности, от системы ценностей, присущей данному классу общества, от понимания этим классом Добра и зла.
Таким качеством человека как Совесть, понимая её роль в жизни,  люди интересуются, начиная с глубокой древности. В древнегреческой мифологии Совесть олицетворяли эриннии (богини проклятия, мести и кары), наказывающие преступников моральных норм и эвминиды-благодетельницы, поощряющие людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках. Проблему Совести впервые поставил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самосознание.  Вопрос о Совести является одним из главнейших в идеологии Реформации. Лютер полагал, что Бог, а, следовательно, и Совесть присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви. Однако уже в XVII – XVIII веках религиозные философы стали отрицать врождённый характер Совести и указали на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности, а также на релятивистский её характер, в то же время не отрицая и влияния психики. Одновременно идеалистическая этика развивает идею автономности личности (присущую либеральной буржуазной!), которая независимо от общества определяет свои нравственные нормы, то есть и понятия Добра и зла. Совершенно очевидно, что понятия о Добре и зле у банкира и у бездомного (бомжа) скорее всего противоположны! Ж..Ж.. Руссо, например, считал, что законы добродетели «написаны в сердце каждого и для их познания следует только прислушаться к голосу Совести. Кстати говоря, Руссо предвидел, что по мере развития современной западной цивилизации моральное состояние общества будет ухудшаться (и он был не одинок!). Насколько же он оказался прав!
Современное научное понимание Совести заключается в безусловном признании её социальной природы и зависимости от условий жизни, а также от идейно-общественной позиции человека. Чем выше духовность личности (большим приоритетом наделены ценности духовные в их общей системе), чем выше эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет Совесть в её жизнедеятельности. Ликвидация классов и классовых антагонистических противоречий, принятие всем обществом единой системы ценностей, единого понимание Добра,  зла и смысла жизни может привести к единому пониманию Совести, возможности отказаться от регулирования общественных отношений с помощью юридических законов и жизни по единым для всех нормам морали; в обществе, где единственным управляющим будет человеческая Совесть. Тогда и отпадёт необходимость в государстве! Конечно, это – идеал - реализация идеи коммунизма! Но ведь идеал – это то, к чему следует стремиться! Когда-нибудь люди непременно созреют до этого!
Общественной моралью, нравственным воспитанием человека (обучением жизни по законам морали) уже много веков занимается религия. Заметим, что кроме культовой составляющей всякая религия непременно содержит и нравственную. Кстати сказать, надо только сожалеть, что Советская власть, насаждая атеизм, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!
 Итак, общественная мораль предназначена для регулирования человеческих взаимоотношений в социуме. Другим регулятором является право. Право появилось вместе с образованием городов-государств. Для регулирования взаимоотношений граждан, скажем, в городах-государствах древней Греции, возникла необходимость в системе однородных правовых норм. Причём эти системы в различных городах оказались схожими. Вначале понятие «право» и не существовало вовсе, а правопорядок назывался законом. Законы, как и моральные нормы,  основывались на тогдашнем понимании справедливости или на религиозных правилах. Примерно в VII веке до новой эры законы в Греции стали господствовать над обычаями с естественной справедливостью в качестве критерия. Мораль постепенно была потеснена правом. Однако юридическую науку миру подарил Рим, а не Греция. Римское право – создание и фиксация системы обязательных правовых норм считается самым выдающимся достижением римлян. История Римского право берёт начало с Законов двенадцати таблиц, которые в середине V века до нашей эры письменно закрепили некоторые правовые нормы, и легли в основу дальнейшего развития законодательства. Комментированием законов вначале занимались жрецы, а с третьего века до нашей эры – профессиональные юристы. Осуществление гражданских прав, субъектами которых были только римские граждане, занимались вначале выборные высшие должностные лица общины. Позже появились преторы. В Риме в то время существовал республиканский государственный строй. Однако высшего расцвета Римское право достигло в императорскую эпоху. Естественно на страже законов, как и сегодня, уже тогда стояла мощь  государства.
Таким образом, до возникновения государства и права жизнь человеческого общества регулировалась исключительно моральными, исторически выработанными нормами. И, по-видимому, не так уж плохо, если учесть, что человеческое общество не только не погибло, но и успешно развивалось. Это подтверждает огромную роль морали в регулировании общественных отношений. Сразу скажем, что этот регулятор при значительной своей эффективности почти не требует материальных затрат. В то время как для регулирования жизни людей с помощью права - юридических законов - требуется целая система государственных учреждений таких как: суд, прокуратура, следственные органы, полиция, система исполнения наказаний и т.д. и т.п. На страже же морали стоит только человеческая Совесть! Конечно, её необходимо прежде воспитать в людях!
Пришедшие к власти в России в 1993 году западники-либералы провозгласили своей целью создание в нашей стране современного правового государства по западноевропейскому или северо-американскому типу. В том же году был выпущен энциклопедический словарь «Политология», который утвердил сегодняшнее понимание терминов «Право» и «Правовое государство». Кстати, это свидетельство того, что работа над ним началась ещё во времена советской власти! Приведём выдержки из соответствующих статей.
Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов.  Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определённостью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства.
Правовое государство – тип государства, в котором существует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Думается,  ни у кого не вызовет возражения, что нынешняя Россия к таковым не принадлежит! Да и сами апологеты либерализма не ожидают построения в ближайшее время правового государства и гражданского общества. Авторы «Политологии» не отрицают, что право, как система регулирующих норм поведения граждан, зависит от экономического строя, социальной структуры, политической системы общества и принятой идеологии. Иными словами, в нашей стране с 1993 года утверждено буржуазное право  с его либеральной идеологией, служащее интересам господствующего класса. При этом трудящиеся стали  просто человеческим капиталом. И вся государственная система, поддерживающее право: суд, следственные органы, прокуратура, полиция, армия, система исполнения наказаний настроена на защиту интересов класса власть имущих. Предвидя это, небезызвестный Чубайс ещё в 1991 году, не стесняясь, предупреждал нас: «Не надейтесь на государство! Надейтесь только на самих себя!» Ныне в России существует либерально-демократическое государство, причём в самом отвратительном варианте, на которое надеяться просто глупо!
Либерализм, как известно, проявляет себя в политике в форме буржуазной демократии, в экономике – в форме капитализма. Буржуазная демократия, декларируя свободу, разрешает всё, что не запрещено законом: не помогать и не соболезновать униженному и оскорблённому, быть алчным эгоистом и  стяжателем, не любить Родину, не уважать родителей, старших и заслуженных перед страной людей, быть моральным уродом и похваляться этим и т.д. и т.п..
Тысячи лет наши предки жили, руководствуясь своими традиционно высокими моральными нормами и, прежде всего, правдой и справедливостью. Кстати наши первые писанные законы и назывались  Русской правдой. Так было и в дохристианские и в христианские времена. Высшей  ценностью на Руси всегда была справедливость, которую понимали как всеобщее знание (ведание) правды и следование за ней. Люди верили в справедливость решений Бога, царя, князя. К законам (праву) относились с подозрением, понимая не редкую их  лживость, коварство, несправедливость. «Закон, что дышло. Куда повернул, туда и вышло!» - гласит старинная русская пословица. Законотворчеством всегда занимаются власть имущие, потому они и отражают в большей степени их интересы. Народные обычаи, традиции – мораль – закон – вот путь, по которому должно идти законотворчество! Увы,  с момента появления  права общечеловеческая мораль  всё дальше и дальше отодвигается на задний план. В связи с этим, думается, что  национальной идеей, которая поспособствует нашей стране вернуться на передовые позиции в мире, может послужить возврат к традиционной высокой русской морали и законотворчеству, основанному на ней!
В лучшие времена в России мерилом порядочности личности  всегда была её Совесть. По определению В.И. Даля, это часть души, где оцениваются поступки человека. Потому-то она всегда при нём, всё знает и всё видит! Совесть в каком-то смысле отождествлялась с Богом. Тысячу лет русскую душу наполняла содержанием Православная церковь, воспитывая в нём совестливость. Всёвидящая и всё знающая Совесть века стояла на страже морали русского человека.
После октября 1917 года на нашу землю пришёл марксизм – учение западноевропейское, где истинная христианская мораль уже была заменена протестантской. Запад давно покорился «золотому тельцу». Марксизм отрицал религию, но не отрицал высокой морали.  На страже морали в Советской России стояла уже не Совесть, а Советское государство, общественное мнение. А они, увы, не Бог и не могут всё видеть и знать о человеке!  Совесть была заменена долгом перед обществом, надеждой на высокое сознание советского человека. Общественное порицание заменило божий страх. Роль Совести как регулятора общественной жизни существенно упала, человеческая сознательность не могла быстро достигнуть требуемых высот. Это привело к существенному падению морали общества: росту случаев воровства, лицемерия, лжи, предательства, разврата. А, в конце концов, к перестройке и торжеству буржуазного либерализма в стране. Ни Горбачёв, ни Ельцин с их окружением укоров Совести не чувствовали, когда рушили СССР, мировой социалистический лагерь и многовековую русскую цивилизацию.
Новой либеральной власти для укрепления своих позиций требовалось уничтожение советских общественных устоев – системы ценностей и советской морали. Прежние институты воспитания были уничтожены. Правда, стала возрождаться церковь. Однако процесс это длительный. Совесть в настоящее время не опирается ни на страх божий, ни на осуждение общества. Большинство русских людей лишились внутреннего судьи! Совесть и высокая традиционная мораль, как в своё время в фашистской Германии, стали просто химерой- фантазией немногих идеалистов. Министр культуры Швыдкой цинично объявил мораль – ограничения, накладываемые ей на человека - помехой для наслаждения жизнью и построения капиталистического рая.
Прошло двадцать лет с момента, когда либералы-западники обосновались в кремле. Более двадцати лет их идеологическая машина обрабатывает общественное сознание, перестраивая его по западному образцу, усиленно внедряя западную систему ценностей.  Правительство вместо объявленной модернизации занимается, по сути, просто вестернизацией нашей страны.
Ценности – это то, что люди считают важным для жизни, что образует мотивы и цели их деятельности, о чём они мечтают, достижение чего составляет смысл их жизни. Ценностями, которые внушает либерализм являются: богатство, власть, слава, собственность, жизненный комфорт, сила, удовольствия, свобода, предпринимательство, права и т.п. Либерализм прославляет многое из того, что веками считалось человеческими пороками. Идеологи либерализма через СМИ внушая свои ценности, борются с ценностями советских времён, когда над индивидуальными преобладали ценности общественные. Мораль, система ценностей, ставят человека в определённые рамки, ограничивают его свободу в интересах всего общества и беспрекословно принимаются далеко не всеми. Поэтому и светская и церковная власть при воспитании всегда прибегали к мерам принуждения. 
Особую роль в либеральной системе ценностей играют деньги. Они символизируют возможности реализации всех остальных ценностей и, начиная с некоторого их количества, становятся самоценностью, извращая всю систему. С деньгами конкурируют власть и слава. Поэтому в буржуазном государстве приоритетны денежные тузы, власть имущие и разного рода развлекатели: артисты, спортсмены, авторы детективов и сексуальных романов и т.п. Они далеко отодвигают на задний план людей действительно приносящих большую пользу обществу: учёных, изобретателей, военных. Вторичные социальные явления, благодаря СМИ, воспринимаются людьми как наиболее важные, а относящиеся к ним ценности навязываются в качестве ценностей более высокого уровня, чем фундаментальные. Потому-то в нижнем слое либерального общества оказываются как раз те люди, которые создают фундаментальные ценности. И от этой несправедливости в буржуазном обществе нет избавления! Иными словами, мечта о построении справедливого общества – социализма и коммунизма - всегда будет жить в сознании масс как бы этому не противились либералы!
Благодаря масс медиа, система буржуазных ценностей становится системой постоянно действующих соблазнов. Информация о роскошной жизни абрамовичей быстро становится достоянием народа, а пропаганда создаёт иллюзию, что этого в свободной стране может достичь каждый. Увы, многие обыватели верят в эту сказку.  Широкое распространение получает зависть, вызывающая у одних душевные страдания, у других – алчность, карьеризм, неразборчивость в средствах достижения богатства.
В последнее время можно услышать много критики буржуазного общества даже со стороны западных философов, аналитиков и бизнесменов. К ним присоединяются голоса и наших отечественных нуворишей. На одном из сайтов Интернета, высказываясь по поводу скандального «Викиликса» Б. Березовский написал: «…Общество, в котором мы живём, прогнило. В нём не очень комфортно даже для богатых и состоятельных, а для остальных миллиардов ужасно. Поэтому это тупик».  Президент Бостонского университета Дж. Зильбер в книге «Можно ли спасти Америку?» говорит не просто об отдельных недостатках, но об общем упадке всего американского общества. И причину он видит в игнорировании моральных принципов и в жалком состоянии всей системы образования и воспитания молодёжи. Чтобы спасти Америку, по мнению автора, надо прививать молодёжи традиционные моральные ценности: чувство долга, ответственности, самодисциплины и т.д. Отвлекать от соблазнов нашего времени. Заметим, что при этом наши власти усердно строят либеральное общество по западному образцу!
С некоторых пор многие общественные деятели Запада стали говорить о некой моральной политике. Конечно, это во многом обычное лицемерие. Известно, что политика и нравственность несовместимы. Тем не менее, президент Билл Клинтон издал «Моральный кодекс» для своих чиновников, который является продолжением и ужесточением «Морального закона» 1978 года. О нравственности в политике говорил и наш президент Медведев. Хотя заметных изменений не видно, да и ожидать их не приходится, однако подобные заявки свидетельствуют о начале понимания власть имущими роли морали в организации жизни общества. Как говорится: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!» А гром уже грянул. Отказавшись от традиционных ценностей, вот до чего довели либерал-реформаторы Россию. 
- По количеству убийств, грабежей и насилий «мы впереди планеты всей»! Жертвами бандитов ежедневно становятся около трёхсот человек.
- Страна занимает первое место в мире по количеству самоубийств.
- В РФ сегодня от 3 до 5 миллионов беспризорных детей.
- 60 тысяч детей ежегодно убегают от родителей в результате жестокого с ними обращения.
- 2 тысячи детей-подростков ежегодно убивают своих родителей. Взрослых убийц своих родителей много больше.
- РФ всех опередила по детской порнографии.
-Сдача престарелых родителей в «богадельни» стала обычным явлением.
- Только 7% детей читают книги.
- 40% россиян не прочитали ни одной книги.
- Россия является мировым лидером по количеству абортов.
- Десятки тысяч русских проституток ежегодно пополняют бордели мира.
- По разврату РФ уже перегнала бывшего мирового лидера США. Теперь наши СМИ издеваются над целомудрием американцев.
- В стране расторгаются 800 браков из 1000 зарегистрированных. А ведь начальное воспитание - обучение нравственным нормам - каждый человек получает в семье, которая у нас разрушается.
Теперь обратимся к вопросам экономики.
За время правления либералов Россия стала страной кричащего неравенства. Прежде всего, речь идёт о социальном неравенстве. После глубокого провала в 90-х годах нынешний незначительный рост экономики сопровождается чудовищным расслоением населения. Если в 90-х годах коэффициент дифференциации доходов (соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан) был на уровне 13-14 раз, то ныне он вырос до 17 раз. Подобный показатель существует только в странах третьего мира.
Растёт межрегиональное неравенство. Разница между средней зарплатой в 10 самых благополучных и 10 самых неблагополучных регионах составляет 4-5 раз.
Данные о средней зарплате по регионам РФ показывают, что в стране есть всего 20 регионов, где средняя зарплата выше или равна среднестатистической (17300 рублей в 2008 году). Помимо Москвы и СПб это регионы богатые нефтью, газом и другими природными ресурсами. В остальных регионах средняя зарплата ниже 17000 рублей в месяц. В республиках северного Кавказа она составляет 7-9 тысяч рублей. Одновременно РФ побила все рекорды по росту числа долларовых миллиардеров. Если в 2000-м году их не было вовсе, то в 2010 году их стало шестьдесят два! Следует отметить, что в период кризиса самые богатые Абрамович и Дерипаска были наиболее щедро наделены кредитами правительством. Казалось бы, что для преодоления кризиса надо поднимать экономическую активность населения, поощрять малое и среднее предпринимательство (о чём неоднократно говорили и Путин и Медведев) на деле происходит противоположное. Доля малых предприятий в ВВП  РФ составляет всего 13%. В то время как в США – 50%, в странах Европы – 60%. Зато по числу миллиардеров мы третья страна в мире! Даже из этого однозначно следует: кому служит российское правительство.
Нынешняя Россия – вымирающая страна. Известно, что численность населения на 1 января 1992 года составляла 148,5 миллиона человек, по состоянию на 1 января 2000 года – 146,9 миллиона человек, на 1 января 2010 года – 141, 9 миллиона человек. Только за последние 10 лет оно сократилось на 5 миллионов! То есть,  каждый год мы теряли полмиллиона своих граждан! И это по официальным данным. Есть сведения, что это число занижено вдвое. Причём сокращение идёт в основном за счёт русского народа! Когда-то Гайдар прогнозировал: к 2050 году население России составит около 50 миллионов. На нашей территории, может быть, ещё и будет существовать государство. Но это будет уже государство не русское. И хорошо ещё, если сохранится русский язык! Время показывает, что предсказания Гайдара недалеки от истины! Перепись населения, проведенная демократическими властями в 2010 году, не внушает доверия. Есть данные, что уже сейчас население России составляет 80 – 90 миллионов человек. Чрезвычайно высокий уровень смертности – следствие совокупности причин: развал советской системы здравоохранения, наркотики, пьянство, бандитизм, душевный и материальный дискомфорт российского гражданина. 12,5% смертей происходит от внешних причин. Это вдвое больше, чем в Китае и в 5 раз выше, чем в странах Запада. Только самоубийства уносят ежегодно десятки тысяч россиян, и главную роль при этом играет духовное состояние общества. Депопуляция страны угрожает экономике, ведёт к снижению уровня жизни населения, ставит под  вопрос её суверенитет и целостность.
Власти уверяют нас, что ВВП  России растёт и в страну потоком текут иностранные инвестиции. Но патриотично ли похваляться тем, что иностранный капитал всё более и более захватывает нашу Родину!? По данным СМИ уже около 60% нашей земли куплено или арендовано иностранцами. Мы без боя отдаём кому-то своё Отечество и похваляемся этим! Думается, что наши предки за это нас бы не похвалили, да и потомки, скорее всего, не останутся равнодушными! В соответствии с российским законодательством земля, лес, вода являются обычным товаром, то есть вопросы их касающиеся решаются Гражданским Кодексом. Общедоступное природопользование ныне в России не предусмотрено! Отныне участок земли может быть куплен вместе с водоёмом. Хозяин может установить плату за пользование его имуществом или запретить вообще. В принципе, могут быть куплены: Ладога, Онега, Байкал, Волга! В то же время в «образцовых цивилизованных» странах, например в Канаде 90%, лесов принадлежит государству и используется в интересах всех граждан. При этом иностранцы ограничены в правах. В США правительство выкупает частные леса, и права иностранцев на лесопользование тоже ограничены. По нашей же конституции иностранные граждане имеют те же права на имущество, как и россияне. Не кажется ли Вам, читатель, что всё это говорит о постепенной ликвидации РФ как самостоятельного государства, передаче управления нами иностранным корпорациям и, в конце концов, единому мировому правительству!?
Россия на наших глазах всё более и более становится сырьевым придатком Запада. Хотя власти не перестают уверять нас в снижении сырьевой направленности экономики, факты говорят о другом. Если в 1999 году доля сырья в российском экспорте составляла 44%, то в 2010 году – 69%.   Доля машин и оборудования в экспорте снизилась с 11% до 5%.  Да и за счёт чего же может увеличиться экспорт машин, если за годы правления либералов практически уничтожена вся промышленность РСФСР,  перестало существовать более 70 тысяч заводов и фабрик,   новые же - производят пиво и кока-колу да собирают автомобили и электронные устройства из иностранных деталей. Любому человеку очевидно, что запасы природных ресурсов, как бы они ни были велики, ограничены. Торгуя ими, мы обворовываем потомков, а ликвидируя свою промышленность и сельское хозяйство, ведём страну и русскую цивилизацию к гибели. Однако перспективы наши власти не интересует, они живут сегодняшним днём. Их не беспокоит будущее русской цивилизации.
Надо признать, что на территории России уже более 20 лет идёт гражданская война именно о ней свидетельствуют бесчисленные террористические акты. Либерал-демократы не в состоянии решить национальный вопрос, а вот так ненавидимые ими коммунисты смогли. Вспомните, как во времена Советской Власти мы безбоязненно посещали любые регионы нашей огромной страны под названием СССР! Сегодня власти, верные рыночным методам, пытаются купить сепаратистов. Но это удаётся далеко не всегда и не везде. Не везде находятся деятели, подобные Рамзану  Кадырову. Да и он верен кремлю, только пока его удовлетворяют получаемые деньги.
Деньги – «золотой телец» - при либеральной власти является истинным божеством. Это божество и стало причиной невиданной коррупции, говоря языком наших предков, невиданного всеобъемлющего воровства! Отказавшись от Советской Власти,  и войдя в семью «цивилизованных» стран, мы по уровню коррупции оказались на 146 месте в мире. Воровство чиновников всех уровней стало катастрофическим. Объём коррупционного рынка страны оценивается в 300 млрд долларов! Согласно Росстату, число преступлений по статье «Взяточничество» в 2009 году достигло тринадцати тысяч!  Общее число подобных преступлений существенно больше. Самое печальное то, что коррупции наиболее подвержены правоохранительные органы, образование и здравоохранение. Сегодня уже никто не сомневается, что за деньги в нашей стране можно купить всё: практически любой объект на территории России, кресло чиновника и депутата, воинское и научное звание, любой диплом, премию и награду, освобождение от воинской службы и т.д. и т.п.  Сегодня мало кто идёт на приём к врачу в государственное лечебное учреждение, не приготовив «подарок».  Вот, что сделали со страной «благодетели-демократы»,  обманным путём захватившие власть и заменившие систему ценностей проклинаемого ими социализма на буржуазную, а традиционную мораль на лживо-предательско-торгашеско-эгоистическую!
Поскольку уже более 20 лет народу России внушается, что смысл жизни в материальном благоустройстве, следует признать, что коррупция имеет мировоззренческие корни и без изменения мировоззренческих установок победить её невозможно в принципе! Чем же заменить эти установки властям неведомо, а к прошлому, как они утверждают, возврата нет.  Медведев и Путин уже не раз обещали избавить страну от этой напасти. Однако, давно известно, что система всегда сильнее своего отдельного элемента. У нынешней власти всего один метод – внушение страха потенциальным ворам, но исторический опыт говорит о его малой эффективности. Было время, когда китайские императоры в интересах борьбы с воровством  казнили не только уличённого чиновника, но и всех его родственников. Из тела вора изготовлялось чучело и помещалось рядом с рабочим местом приемника. Даже это не помогло! Обратим внимание на одну деталь. Очевидно, для внушения страха надо иметь карательные органы. Но ведь каратели – люди и смысл жизни у них тот же, что и у чиновников – достижение максимального материального благополучия. То есть, они обязательно будут торговать своими карательными возможностями! Корень зла – либеральное мировоззрение, либеральная система ценностей, буржуазная мораль. Можно сколько угодно раз менять чиновников. Они либо приспособятся к системе и сами станут ворами, либо безнравственная система их выдавит!
Случилось так, что циники либерал-демократы, захватившие в нашей стране власть, за прошедшие 20 лет в сознании значительной части нашего народа заменили традиционные моральные ценности такие как: долг, честь, альтруизм, сотрудничество, сопереживание, человеколюбие, взаимопомощь, патриотизм и т.п. на ранее отрицаемые обществом: эгоизм, алчность, богатство, корыстолюбие, подлость, предательство, космополитизм.  Смысл жизни советского человека: служение людям, совершенствование общества и личности заменило всё охватывающее и всё поглощающее неуёмное потребительство. Люди от власти, чиновники и их приближённые, в новых условиях стали преуспевающими. Естественно, это дало «хороший» пример для подражания. Миллионы наших сограждан, оболваненные СМИ, потянулись за властвующими циниками. Традиционная высокая мораль была отодвинута на задний план якобы во имя торжества права. Правовое государство не построено и мораль как второй регулятор жизни в обществе перестала работать. Общество стало плохо управляемым, его охватил всеобщий кризис: духовный, политический, экономический. Если на Западе процесс замены традиционных ценностей на либеральные занял более столетия, то в нашей стране это произошло, благодаря техническому прогрессу,  за какие-то двадцать лет.  Не успевшие адаптироваться люди растерялись и утратили веру во всё светлое. Общество охватило равнодушие, неспособность защищать даже собственные интересы. Русский народ как носитель единых ценностей и морали перестал существовать. Мы все стоим на краю пропасти, а власти продолжают нас подталкивать в бездну бесчестья, разврата, краха нашей цивилизации. Выход из положения видится только в возврате к нормам традиционной морали. Для этого необходимо:
1.Группе не уличённых в аморальности, патриотически  настроенных учёных поручить разработку Морального кодекса русского человека XXI века.
2. Всесторонне обсудить кодекс вначале в научных кругах, а затем и всенародно, придав его широкой огласке.
3. После принятия на всенародном референдуме опубликовать кодекс во всех СМИ.
4. Разработать систему воспитания граждан страны – обучение взрослых и детей утверждённым на референдуме нравственным нормам.
5. Создать работоспособную государственную структуру, обеспечивающую неукоснительное исполнение нравственных законов всеми гражданами.
Конечно, идеально нравственное общество построить невозможно. В обществе всегда будут нравственные уроды. Можно говорить только о приближении к идеалу. Однако уже возвращение к традиционной морали большинства населения страны позволит сохранить на Земле древнюю самобытную Русскую цивилизацию. «Мы не славяне и не туранцы. Мы - русские!» - с гордостью говорил князь Трубецкой,  один из основоположников Евразийства.
 Естественно, для сохранения русской культуры нужна воля государственной власти. Её желание видеть Россию сильной, действительно суверенной мировой державой, уважаемой мировым сообществом, а  народ счастливым, живущим в справедливом обществе в духовном  и материальном  комфорте. Либералы этого не хотят, да и не способны сделать. Нам необходима Советская Власть!


Литература:

Словарь по этике. – М.: Издательство политической литературы, 1989.
Философская энциклопедия. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1964.
Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство московского коммерческого университета, 1993.
А. Зиновьев. Запад. Феномен западнизма. – М.: Центрполиграф, 1995.
Ф.Р. Вейсс.  Нравственные основы жизни. – Минск.: Издательство «Юнацтва», 1994.
П.А. Кропоткин. Этика. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
Б. Немцов, В. Милов.  Независимый экспертный доклад. Путин. Итоги. 10 лет. – М.: «Солидарность», 2010.
И.П. Смирнов. О моральном кодексе русского человека.  Интернет-сайт  www.pan-i.ru