Автор Тема: О НАСУЩНОМ  (Прочитано 28 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 186
О НАСУЩНОМ
« : 14/09/18 , 16:03:59 »
 

О НАСУЩНОМ

Прошла неделя с того дня, когда в Екатерининском парке появилась новая бронзовая скульптура. Возле башни-руины - в боевых доспехах, в шлеме с забралом, вооружённый копьём и мечом рыцарь на боевом коне; справа от него на коне  - мертвец с провалившимися  глазами и носом, с песочными часами в руке; между ними - собака, позади двух конных – рогатый козёл с когтистыми лапами и крыльями на спине, стоящий на задних ногах. Посетители парка, необременённые знаниями, толпятся вокруг, спрашивают друг друга: что за скульптуры, зачем они здесь поставлены, что изображают, когда и кто изваял, древние они или современные, что ими хотел сказать автор и т.д. и т.п. Вопросы повисают в воздухе. Мимо проходит охранник парка, который тоже ничего сказать не может. Наконец среди публики появляется знаток. Он пытается пояснить смысл: «Вооружённый рыцарь отправляется на войну. Собака, по-видимому, боевая. Его сопровождает смерть, песочные часы в её руках отсчитывают оставшееся время жизни рыцаря. За ним неотступно следует дьявол-ангел смерти, готовый сопроводить душу рыцаря в ад. Примерно так изображают своего бога Бафомета масоны. Скульптура древняя – на мордах лошадей видна патина». Объяснение вполне удовлетворяет присутствующих.
Защёлкали фотокамеры, увековечив своих владельцев и их детей кого на спине лошади или собаки, кого в обнимку с лошадиной мордой либо просто на фоне групповой скульптуры. Охранник говорит, что дальше по парковой дорожке есть ещё новые бронзовые статуи и объясняет, где именно. Большая группа любопытных отправляется в указанном направлении.
У готических ворот, действительно появились две новые фигуры, которых ещё вчера не было: мужчина в средневековом платье с кинжалом на боку, по виду – испанский идальго, напротив - девушка в одежде тех же времён и украшениях. Они протянули руки навстречу друг другу. Тот же знаток поясняет: «Это, вероятно, средневековое любовное свидание!»  Из толпы раздается недоверчивый голос юноши: «Что- то непохоже на любовное – они боятся прикоснуться друг к другу!» Среди зрителей раздаются смех и голоса, поддерживающие это мнение. Увы, нынешнее молодое поколение ничего не слышало о рыцарском отношении к даме сердца. Оно уже воспитано нашим современным телевидением: какие могут быть на любовном свидании особые нежности, стихи и серенады. На свидании молодые сегодня сразу переходят к заключительному акту любовной пьесы!  Действо зрителей, как и в предыдущем случае, то же.  Кто-то сажает ребёнка на плечи бронзовой девушке и делает «исторический» снимок, кто-то фотографируется её обнимая. Проходившие мимо уборщицы парка говорят меду собой о необходимости оградить скульптуры хотя бы лентой, иначе наши, воспитанные в свободной стране граждане что-либо отломят на память либо протрут металл до дыр.
У ресторана «Адмиралтейство» ещё одна новая скульптурная группа. Сюжет описан в романе Сервантеса «Дон Кихот». Вереницу держащихся друг за друга слепых скульптор запечатлел в момент падения ведущего слепца. Здесь также толпится народ. Родители фотографируют своих детей, посаженных на согбенные спины несчастных, весело, беззаботно смеются. Кто-то комментирует: «Это, должно быть, пьяные возвращаются домой. Жаль, что скульптор не изобразил встречающих жён со скалками в руках!» В ответ раздаётся взрыв  смеха. Мне на память приходят библейские слова о том, что слепец, ведущий слепца, непременно упадёт вместе с ним в яму. Глубокая мысль, вполне применимая к сегодняшней действительности! Да и смех окружающих людей не вызывает у меня восторга. Ведь Сервантес, описывая эту сцену, наверняка хотел подтолкнуть Читателя к размышлениям о жизни, вызвать у него сочувствие к несчастным, соучастие, без которых не может быть правильного понимания Добра и зла этих фундаментальных понятий общественной морали.  К сожалению, у моего современника скорбный сюжет вызывает только желание острить и смеяться.
У левого птичника – большая группа на первый взгляд хаотически, как на складе, небрежно поставленных бронзовых скульптур. В середине  - девушка с битой курицей, привязанной к поясу рядом с кошельком. Видимо, - служанка, возвращающаяся с рынка. Вокруг – мужчины в средневековом платье, в шляпах с перьями, камзолах и ботфортах с бантами: мушкетёры, заряжающие оружие и уже готовые к стрельбе; воины с мечами, алебардами и копьями, знаменосец, барабанщик, на которого лает недовольная собака, мальчик с пороховницей. Впереди группы, возможно,  Д. Артаньян, протягивающий руку  зрителю. Рука отполирована до золотого блеска нашими современниками, желающими поприветствовать  героя Александра Дюма. Как и в предыдущих случаях, зрители фотографируются в объятиях истуканов, сидя у них на коленях, стоя среди толпы среденевековых воинов, фотографируют детей в экзотическом окружении. Громко звучат шутки, смех, пошлости. Образовательный и воспитательный эффект выставки нулевой! А ведь Пушкинский музей-заповедник, как и всякий музей, - учреждение идеологическое, призванное образовывать и воспитывать посетителей. Руководство и научный отдел должны были заранее позаботиться о снабжении новых экспонатов информацией и не только констатирующей, но и воспитывающей в человеке высокие моральные качества. Например, такой, как на Морейской колонне: «…Войск русских было числом шесть сот, кои не спрашивали: многочислен ли неприятель, но где он. В плен взято было турок шесть тысяч». Умели наши предки подавать информацию так, что она затрагивает лучшие струны человеческой души! Чему и должно служить настоящее искусство.  Руководству музея необходимо постоянно помнить об этом! У каждого музейного экспоната, будь то дворец, парковый павильон, статуя, картина и т.д. должен быть стенд с краткой, но ёмкой информацией об авторе, времени его жизни, сюжете произведения, о том, что хотел сказать автор зрителю, какие качества личности своего героя хотел выделить и каких он стыдится и хотел бы избавить от них человечество. Особо должны быть подчёркнуты высокие моральные качества самого автора и героев его произведения. Информация должна заставлять зрителя размышлять и давать положительный, с точки зрения традиционной высокой морали, образец для подражания!
Давно известно, что человек познаёт Мир с помощью науки (логического мышления), а также с помощью искусства, более воздействующего на его чувства. Если наука в основном образовывает человека, то искусство более способствует формированию внутреннего его мира, пониманию категорий Добра и зла – воспитывает его. Наука совершенствует разум, искусство – душу!  Настоящее, классическое искусство формирует высокую общечеловеческую мораль, законы которой в принципе идентичны во всех мировых религиях. Они практически совпадают в нравоучениях Христианства, Ислама, Буддизма, Конфуцианства, Бахаи. Насколько низкопробную мораль формирует так называемое современное искусство (авангардное), надеюсь, понимает большинство читателей и говорить об этом не следует. Так разве имеет право руководство музея, тем паче научный отдел, забывать об этом в наше бездуховное время, упуская   даже малейшую возможность положительно повлиять на общественное сознание!? И речь, конечно,  идет не только о недавно появившейся в парке скульптуре! Будем надеяться, что музейные работники учтут это!
Город, носящий имя русского гения, обязан вносить достойный вклад в возрождение во многом в последние годы утраченной духовности  народа! А нашим гостям-иностранцам давать образец организации музейного дела!


Ноябрь 2011 г.