Автор Тема: БОГАТЫЕ И БОГАТСТВО  (Прочитано 71 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 47
БОГАТЫЕ И БОГАТСТВО
« : 05/08/18 , 15:45:52 »
 
 
БОГАТЫЕ  И  БОГАТСТВО.

Поразмышлять о богатстве, богатых людях и об отношении к ним русского человека меня заставил целый ряд мартовских интернетовских форумов и телевизионных программ. По всему видно, хозяев России в целом и телеканалов, в частности, в сложной ситуации кризиса  очень заинтересовало мнение о них народа. Как говорится: «Чует кошка: чьё мясо съела!» Однако проблема представляет интерес и для мыслящей части русского общества, думающей не только о хлебе едином! 
На, безусловно, ангажированном сайте newsland.ru  вдруг появилась статья «Почему быть богатым в России стыдно?» Основной замысел автора заключался в том, чтобы показать несостоятельность, неполноценность  русской нации. У русских, мол, сосуществует одновременно ненависть к богатству и желание стать богатым, но, не прикладывая при этом никаких усилий: с помощью золотой рыбки! Комментарии к статье были самые разные, в зависимости от социального статуса автора.
Примерно в то же время вопрос обсуждался в программе В. Соловьёва «К барьеру». Раскрученный еврейский писатель М. Веллер откровенно пиарил. Он навалился на богатого бизнесмена С. Полонского с обвинениями в социальной безответственности и безнравственности современного российского бизнеса и, естественно, пополнил таким способом  ряды своих поклонников. Кто же из простых (не богатых) россияне не согласится с его утверждением!? Но вот беда: далеко не все поклонники «защитника справедливости» Веллера задумываются над тем, в чьих интересах и как в дальнейшем он будет использовать свой авторитет, иначе говоря, свою духовную власть над поклонниками! А об этом стоило бы серьёзно, без эмоций подумать!
Бизнесмен С. Полонский, защищаясь, упрекал российские СМИ в создании искажённого образа обеспеченного, успешного, продвинутого россиянина. По его словам предприниматели – это благодетели, неустанно, не покладая рук,  работающие во благо ближнего! Однако даже  присутствующие в зале, несомненно, прошедшие специальный отбор, его не воспринимали. Уж на слишком наивного слушателя были рассчитаны его аргументы.  Ведущий передачу Соловьёв подыгрывал Веллеру и вёл беспроигрышную игру в своих интересах: привлекал дополнительное внимание обделённой части зрительской аудитории к своей программе, что влечёт за собой  рост стоимости размещённой на ней рекламы, а, следовательно, и его личных доходов. Как и в случае с Веллером, следует подумать: в чьих интересах он будет использовать власть над зрителем.  Полагаю, что, во всяком случае, не в интересах трудового народа, о котором на словах так печётся! Сам-то ведь он к нему не относится!
Эстафету в обсуждении проблемы богатых принял С. Минаев в программе «Честный понедельник». Теперь богатых защищала скандально известная Ксения Собчак, обвинял - многоликий редактор газеты А. Проханов. Надо сказать, что Минаев явно допустил ошибку в выборе защитника своих хозяев и за это наверняка получил выговор. Образец пошлости и безнравственности Ксюша давно вызывает раздражение у большинства нормальных людей и одно только её появление на экране действует на зрителя как красная тряпка на быка! Даже министр внутренних дел Р. Нургалиев потребовал закрытия её программы ТНТ!  Что ни говори, а яблочко от яблоньки не далеко падает! Вспомним недобрым словом её папочку! Опрос принявших участие  в обсуждении проблемы телезрителей показал, что 66% бесспорно осуждают, не воспринимают  богатых россиян. Думается, что процент оказался достаточно низким только потому, что ТВ значительная часть сытого населения уже не смотрит по принципиальным соображениям! А нищим россиянам смотреть просто некогда - надо думать о куске хлеба! Выступивший в качестве арбитра успешный фермер пожаловался на то, что односельчане уже не раз поджигали его имущество. Видимо, тоже не по причине  особой к нему любви. Однако ведущий объявил его героем нашего времени. Тут всё ясно: такова установка хозяев.
Наконец, А. Кончаловский в программе «Познер» активно призывал телевидение и прочие СМИ прививать россиянам новый  этический кодекс, чтобы богатых, богатство и символизирующие его -  деньги - россияне не только не считали смертным грехом, но возлюбили и приняли как высшую жизненную ценность, идеал, к которому следует стремиться. При этом и Познер, и Кончаловский сокрушались по поводу того, что россиянам для полного счастья не хватает протестантского сознания! Традиционное, православное - их явно не устраивает!
Теперь, после краткого обзора СМИ, поразмышляем самостоятельно. Начнём с истории, ибо история, как говорил Н.М. Карамзин – это карта, руководствуясь которой правитель ведёт государственный корабль и его пассажиров к намеченной цели. Иными словами, история в принципе должна определять политику, а не наоборот, как это происходит в России сегодня.
Известно, что уже тысячу лет русский народ, а он составляет более восьмидесяти процентов населения России, живёт православными христианскими ценностями (революция 1917 года эту систему ценностей в основном сохранила). Высшей ценностью в Православии является справедливость в равенстве в отличие от протестантского понятия «справедливость в неравенстве». Идеалы православных людей – святые люди – жили в отшельничестве, питались подаяниями, ограничивали себя во всех проповедуемых сегодня «радостях жизни» - земных благах! Сам Иисус Христос проповедовал на Земле в примитивной, грубой одежде-хламиде, питался людскими подаяниями и торговцев (конкретно спекулянтов валютой) из храма отца своего изгонял бичом. Богатых он не жаловал и произнёс всем известную фразу: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай».  Христова церковь тысячу лет внушала такое отношение к богатству прихожанам. Очевидно, результат не мог не сказаться. Богатство у русских считалось не более как отражением заслуг человека перед обществом, Отечеством, что и давало его обладателю большую по сравнению с бедным возможность служить людям, не заботясь при этом о куске хлеба. Всё население древней Руси служило: царь служил Богу, дворяне – царю, крестьяне – дворянам. Всяк был на своём месте! Справедливым считалось положение: кто более важную и ответственную службу обществу нёс, тот и больше получал жизненных благ. Это относилось не только к конкретному человеку, но ко всему его роду! Ведь не даром дворяне носили титул «Ваше благородие», что означало принадлежность к роду, принесшего особое благо Родине и чаще всего на полях сражений! Русских людей не удивляло и не возмущало богатство аристократии! Справедливость  вообще и в распределении жизненных благ, в частности, издревле является высшей, порой даже не осознаваемой ценностью русского человека, закреплённой в нём на генетическом, подсознательном  уровне!   Революция 1917 года этот принцип распределения социальных благ сохранила. Конечно, не без исключения из общего правила. Отклонения от идеала всегда были и будут, ибо индивидуальная система ценностей не всегда совпадет с общепризнанной, а уродства среди людей бывают не только физические, но и моральные.  К сожалению, давно замечено, что по мере развития цивилизации, по крайней мере европейской,  нравственность в целом падает. Всё это нашло отражение в пословицах и поговорках таких как: «Трудом праведным не наживёшь палат каменных», «Не тот человек в богатстве, что в нищете», «Чем богаче, тем скупее», «Не от скудости скупость вышла, от богатства», «У богатого зимой снега не выпросишь» и т.д.  Важно, что все они отражают отрицательное отношение к незаслуженно богатым! Большой знаток русского языка В.И. Даль в своём словаре не приводит поговорок, упрекающих в богатстве заслуженных людей. Православная церковь поддерживала это настроение в народе. Вспомните, известное изречение: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Зависть же церковь объявила смертным, самым страшным  грехом, за который придётся отвечать перед Богом после земной жизни. Конечно, зависть всегда существовала и, должно быть, ещё долго будет существовать особенно среди людей с равным или близким социальным статусом, но правдами либо не правдами получивших различное общественное положение или материальный достаток. Однако человеческое общество может бороться с этим пороком, а может и поощрять. Кстати сказать, И. Кант считал зависть и неблагодарность самыми страшными (дьявольскими) пороками человека. Нельзя не отметить, что либеральное общество поощряет это низменное качество личности, подрубая тем самым основы своего существования – вызывая отрицательное отношение к богатству и богатым! Доказательством могут служить хотя бы программы ТВ, демонстрирующие на зависть обывателю непомерную роскошь олигархов!  Да и сами «продвинутые» своим поведением, отсутствием элементарной скромности, желанием возвыситься над окружающими вызывают к себе отрицательное отношение. Нувориш от чрезмерной скромности никогда не погибнет! На то он и нувориш! Ведь корнем этого слова является слово «вор». Всем известный олигарх Б.Березовский, говоря о своих коллегах,  как-то цинично заметил: «У нас не вор только тот, на кого пока не заведено уголовное дело!» Так о какой любви или просто уважении к богатым можно сегодня говорить!?
Принципиально и то, что до недавнего времени в России в целом преобладали альтруистические настроения (в отличие от нынешних либеральных эгоистических), предписывающие бескорыстное служение людям, сострадание, готовность к самопожертвованию во имя общего блага. Вспомним хотя бы Ивана Сусанина и  героев Великой отечественной войны. А чего стоит идеальный,  воспитывающий добродетель образ горьковского Данко, вырвавшего из груди собственное сердце, чтобы его светом осветить путь из тьмы людям! А знаменитые в недавнее время слова того же Горького: «Если я только для себя, то зачем я!?»  Что бы ни говорили нынешние СМИ, но Советская власть, как и предшествующая ей царская, воспитывала народ на идеях добра и справедливости в равенстве, которая никогда не устареет! Да, материально мы – советские люди – жили скромнее, чем пресловутый Запад, разжиревший на войне и обворовывании колоний. Однако теперь нужно признать, что жили-то мы не так уж и плохо! Вспомним сказочно низкие цены на продукты питания, предметы первой необходимости, медицинское обслуживание, услуги ЖКХ, профсоюзные путёвки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря и т.п.  Приведём только один пример. В 1990 году при средней пенсии в 102 рубля потребительская корзина стоила 42 рубля, в настоящее время – 3180 рублей при средней пенсии  3500 рублей. А, может быть, даже более важно вспомнить то, что в те времена мы не знали что такое безработица и кризис! Понятно, что при этом часто упоминаемое СМИ количество миллиардеров в стране не может вызывать никаких чувств, кроме ненависти!  И вовсе не из чувства зависти, а из-за несправедливости такого положения вещей! Ведь народ ещё долго не забудет, как были получены эти богатства. А жажду справедливости даже при огромных возможностях современных воспитателей народа - СМИ - очень трудно вытравить из русской души.  Соответственно и отрицательное отношение к богатству и богатым!   
Не следует забывать и о том, что, как и всё в этом мире, понятие «богатство» тоже относительно.  Известный учёный и публицист С. Кара-Мурза, основываясь на собственном опыте, утверждает, что  японцы, например, обладание советским человекам квартирой площадью сорок квадратных метров, дачным участком площадью шесть соток с дачей на нём считали уже богатством! С точки зрения японского профессора советский профессор был богачом, каковым современный с окладом ниже дворника и несравнимым с доходом даже самого скромного лавочника (если, конечно, не он берёт взяток!)  явно не является! 
Кроме того, сам термин «богатство» можно понимать по-разному.  Человек с материальной системой ценностей видит его в обладании крупным счётом в банке, дорогим коттеджем,  Мерседесом и т.п.  Но ведь существую и другие люди, в системе ценностей которых преобладают ценности духовные, такие как знания, умения, навыки, талант, высокие моральные качества личности. Такие люди, обладая скромным материальным достатком и вращаясь в обществе себе подобных, близких по духу, не менее счастливы, чем обладатели огромных материальных ценностей. И смысл жизни они видят совсем не в том, в чём его видят предприниматели. Богатство такие люди видят не в материальном комфорте, банковском счёте, дворцах, собственных самолётах, океанских яхтах и футбольных клубах, а в комфорте духовном, в наиболее полном удовлетворении своих духовных потребностей. Может быть, их-то и следует считать наиболее продвинутыми в смысле удалённости от первочеловека?! На наш взгляд, вопрос риторический! Ведь человек всё же живёт для счастья. Счастьем же можно считать удовлетворение потребностей. Кто может с уверенностью сказать, что какой-то австралийский абориген менее счастлив, чем миллиардер Абрамович?  В разных системах ценностей они живут, и счастье понимают по-разному!
«Ограничь себя, и ты будешь счастлив!» - призывали ещё древние мыслит- ели. К сожалению, они не услышаны до сих пор. Конечно, ограничить свои потребности совсем не просто! Слишком велик соблазн окружающей действительности и слишком сильно в человеке животное начало, требующее удовлетворения свойственных животному миру потребностей! Слаб человек, потому и стремится большинство к материальным благам, оправдывая протестантский тезис: «Каждый имеет свою цену!» И продаётся человек, и продаёт свою Совесть, и предаёт за тридцать серебряников даже Спасителя!
Нельзя не отметить, что во многом способствует этому либеральная идея выдуманная, доведенная до практики и распространённая по всему миру апологетами протестантизма. Как известно, либерализм проявляется в экономике в виде капитализма, предполагающего бесконечный рост производства, в котором заинтересованы алчные финансовые и промышленные воротилы. Аппетиты этих людей безграничны, невзирая на естественную ограниченность природных ресурсов и бесспорную экологическую катастрофу в обозримом будущем, грозящую гибелью всякой жизни на Земле.  Для осуществления их звериного замысла народы должны потреблять, потреблять и потреблять продукты производства. Иначе – кризис перепроизводства, падение доходов, банкротство, утрата социального статуса и власти. Потому-то нынешние хозяева жизни, стараясь предотвратить это, всеми средствами поощряют в людях животное начало, зависть, стремление к обогащению, на которых и базируется так необходимое им потребительство и вся капиталистическая система хозяйствования. Человека часто просто заставляют приобретать то, что ему совершенно не нужно. И он приобретает, лишь бы не выглядеть хуже других! Благодаря соответствующей обработке сознания, человек делает это не задумываясь о причинах.
Особенно ярко и контрастно торжество животного начала – стремление к материальному богатству – проявляется сегодня у нас, в России, ещё недавно жившей в большой степени  духовными ценностями. Лишённый яростным наступлением на его сознание либеральных СМИ здоровых моральных принципов человек, быстро оскотинивается, пренебрегает традиционными моральными нормами!  Например, разве можно было себе представить совсем недавно, что военное командование может продавать оружие и  информацию о дислокации своих войск противнику, как это не редко случалось во время чеченской войны!
Совершенно очевидно, что любой предприниматель (бизнесмен) в принципе человек алчный, жадный и завистливый, не только не желающий ограничить свои потребности, а напротив мечтающий о их всё более широком  удовлетворении. Так упоминавшийся выше предприниматель Полонский признался, что в бизнес его толкнуло исключительно желание иметь белый Мерседес, то есть зависть к тем, кто на таких катается! Как известно зависть и жадность всеми религиозными конфессиями почитаются отрицательными, греховными качествами человека. О какой нравственности человека, обладающего этими качествами, можно говорить!? Чем ещё, кроме элементарной алчности, можно обосновать, например, сегодняшнее (в период мирового кризиса) повышение цен на отечественные товары? А совсем мизерное снижение цены на бензин внутри нашей страны при её резком снижении на мировом рынке? Алчность и зависть заставляет человека, пренебрегая всеми нравственными нормами и даже смертельной опасностью, активно бороться за достижение так желаемого им богатства. Мы теперь знаем на примере нашей собственной страны, принявшей решение обогащаться, сколько людей погибло из-за этой страсти!  И ведь пока здравствующие богачи-нувориши хорошо понимают, что постоянно находятся «на мушке» у таких же алчных и завистливых! Дело усугубляется тем, что нувориш стремится продемонстрировать своё сомнительное превосходство над согражданами, провоцируя их на грабёж и убийства! Вспомните недавние красные пиджаки, толстые золотые цепи на шее, дорогие машины, коттеджи и т.п. Страсть к обогащению подогревается СМИ примерами США и Европы. Какая-то часть наших сограждан, увы,  верит, что россияне в ближайшее время будут такими же богатыми. Не будет этого! Европейцы и американцы разбогатели на обворовывании колониальных народов. Скорее всего, Россия сама станет колонией, если уже не стала таковой!  Так что не питайте иллюзий, наивные сограждане! Подумайте лучше о человеческих пороках, к которым приводит страсть к обогащению! Вспомните слова великого Аристотеля: «Беды человеческого общества не в частной собственности, а в жажде обладания ею!» Иными словами, страшна сама страсть к обогащению. Государство, если оно заинтересовано в стабильности и процветании своего народа, должно не только не поощрять эту пагубную человеческую страсть, а, напротив,  внедрять в сознание граждан идею самоограничения! Этого же требует всё ухудшающаяся на Земле экологическая ситуация. Ведь постоянно растущее производство подрывает сами основы существования человека! 
Подводная лодка, пристроенная Р. Абрамовичем к своей яхте, бункер для полугодового автономного существования в американском доме банкира П. Авена заставляют подозревать наличие у них мании преследования. Причина очевидна: «Чует кошка, чьё мясо съела!»
Безумие глобальной «элиты» транслируемое через СМИ, культуру, Интернет, компьютерные игры на миллиардную аудиторию, уже привело к глобальной психокатастрофе человечество. Стрельба в школах, убийства детей своими сверстниками, убийства родителями детей и детьми родителей, оргии родителей с участием собственных детей – события, повторяющиеся с пугающей регулярностью, стали обыденными в западных странах! Куда же мы идём!?
Интересно напомнить, что  отношение к богатству, деньгам давно стало предметом интереса ряда крупных психоаналитиков. Так, З. Фрейд и Г. Блюм, считали страсть к богатству сексуальным расстройством. Немецкий философ А. Шопенгауэр также считал источником болезненного стремления к накоплению материальных благ отклонения в половой сфере. Не случайно ельцинское правительство «демократов», сформированное олигархами, в большинстве своём состояло их людей нетрадиционной сексуальной ориентации, а гей-парады, однополые браки и прочие явления этого рода в период «демократических реформ» в России вышли за стены психлечебниц и превратились в важные проблемы общественной жизни. Сегодня множество психологов и сексопатологов, которым хорошо заплачено и предоставлены массовые аудитории, усиленно внедряют в общественное сознание мысль, что эти извращения являются нормой! Ко всему этому можно добавить: давно замечено, что финансовая элита в абсолютном своём большинстве страдает клептоманией, иначе говоря, неудержимой тягой к воровству!
К счастью, большинство россиян уже утратило надежды разбогатеть, разуверилось в обещаниях властями всеобщего богатства. Недавно проведенное на одном из сайтов голосование показало, что более восьмидесяти процентов к богатству и богатым относится отрицательно! Думается, что познерам, швыдким, михалковым, кончаловским и иже с ними очень долго  придётся  безрезультатно трудиться над созданием привлекательного образа богача и привития русскому человеку протестантского морального кодекса! И повторяю: вовсе не зависть к «успешным» и «продвинутым» заставляет русских людей отрицательно относиться к богатству и богатым, а генетически укоренившееся чувство справедливости в равенстве и очень показательные отрицательные последствия расслоения народа в нынешней России!
В целом психологический портрет человека богатого или только стремящегося к богатству достаточно не пригляден. Его «украшают» алчность, зависть, корыстолюбие, эгоизм, жажда возвышения над окружающими и ненасытного удовлетворения низкий страстей! Если общество ставит целью своё совершенствование, то оно не должно поощрять ни богатство, ни богатых!
Решить же проблему богатых и богатства, можно только вернув на нашу землю социализм!
 
Смирнов Игорь Павлович,
писатель