Автор Тема: РЕМБРАНДТ  (Прочитано 1568 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Hrizos

  • Гость
РЕМБРАНДТ
« : 06/02/13 , 13:14:00 »
РЕМБРАНДТ

<a href="http://www.youtube.com/v/O9HPtgnbTKA?hl=ru_RU&amp;amp;version=3" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/O9HPtgnbTKA?hl=ru_RU&amp;amp;version=3</a>


РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7. 1606, Лейден,-4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Иск-во Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в к-рой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преим. портреты, библейские и мифологич. сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащённый наблюдениями мастера над современной ему нар. жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].

http://www.productionmyarts.com/Images/rembrandt/autoportrait-1660-louvre.jpg height=364

Рембрандт. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.

Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском ун-те (1620) Р. всецело посвятил себя иск-ву. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (ок. 1620-23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); ок. 1625-31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ("Принесение во храм", ок. 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразит. передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (ок. 1649-63). 1630-е- нач. 1640-х гг.- период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисл. ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Карт. гал., Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов ("Автопортрет с Саскией", ок. 1635, Карт. гал., Дрезден, илл. см. т. 20, стр. 384). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный ин-т, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистич. трактовки ("Даная", 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", ок. 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным технич. приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.

Конфликт, назревавший между иск-вом Р. и требованиями голл. буржуазного общества, утрачивавшего свои демократич. традиции, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героич. пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела - историч. композицию, пробуждающую воспоминания об освободит. борьбе голл. народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преим. спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Св. семейство", 1645,- обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусс", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", ок. 1650, Карт. гал., Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Карт. гал., Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в к-ром преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", ок. 1642-46; "Три дерева", 1643, илл. см. т. 7, табл. XXI, стр. 288).

В композициях 1650-х гг. ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Карт. гал., Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значит, портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, илл. см. г. .9, табл. XVII, стр. 192-193; сына Титуса за чтением, ок. 1657, Художест-венно-историч. музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в т. ч. портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, ок. 1652-54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в осн. чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651, илл. см. т. 19, табл. II, стр. 32-33; "Фауст", ок. 1652, илл. см. т. 7, табл. XI, стр. 208-209; "Три креста", 1653).

В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657-58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историч. картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Нац. музей, Стокгольм, илл. см. т. 10, табл. XXXIX, стр. 560-561). Это произведение, отличающееся монументальностью и героич. мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологич. структуре религ. композиций Р. ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", ок. 1668-69, илл. см. т. 17, вклейка к стр. 584-585), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологич. коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преим. тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредств. учеников Р. лишь немногие (напр., К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистич. новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового иск-ва.

http://bse.slovaronline.com/%D0%A0/%D0%A0%D0%81/58812-REMBRANDT