Автор Тема: Экспансия с Юга в Петербург. Мигранты в Петербурге  (Прочитано 3496 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Анатолий Глазунов

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1070
Экспансия с Юга в Петербург
Петербург и мигранты




Население — 4 953 219 человек на 1 января 2012 года.

По Всероссийской переписи населения 2010 года в Санкт-Петербурге проживают представители более 200 национальностей и народностей: русские — 3909 тысяч человек (92,5 % от всего населения указавшего свою национальность), украинцы — 64 тысячи человек (1,52 %), белорусы — 38 тысяч человек (0,9 %), татары — 31 тысяча человек (0,73 %), евреи — 24 тысячи человек (0,57 %), узбеки — 20,3 тысячи человек (0,48 %), армяне — 20 тысяч человек (0,47 %), азербайджанцы — 17,7 тысячи человек (0,36 %), таджики — 12,1 тысячи человек (0,29 %), грузины — 8,3 тысячи человек (0,2 %), молдоване — 7,2 тысячи человек (0,17 %), казахи — 3,4 тысячи человек (0,08 %), финны — 2,6 тысячи человек (0,06 %).



Всесоюзная перепись населения 1989 года
Всего – 5 млн.
Русские – 4,5 млн. (89%)
+ белорусы (94 тыс.), малороссы (151 тыс.), итого – почти 91,5%
Евреи – 106 тыс.
Татары – 44 тыс.
Азербайджанцы, армяне – по 12 тыс.

Всероссийская перепись населения 2002 года
Всего – 4 млн. 661 тыс.
Русские – 3 млн. 950 тыс. (84, 5%)
+ белорусы (54,5 тыс.), малороссы (87 тыс.), итого – почти 88%
Евреи – 36,6 тыс.
Татары – 35,6 тыс.
Армяне – 19,2 тыс.
Азербайджанцы – 16,6 тыс.
Грузины – 10,1 тыс.
Таджики – 4,5 тыс.
Корейцы – 3,9 тыс.
Немцы – 3,9 тыс.
Осетины – 2,8 тыс.
Не указали национальность – 8%.

Но эти цифры не вполне отражают реальную картину, о чем говорят и сами
представители национальных диаспор. Так, руководители азербайджанской, армянской, татарской национально-культурных автономий Петербурга приводят данные о численности своих диаспор, в несколько раз превышающие официальные. Кроме того, лиц, не указавших свою национальность, в 2002 году в Петербурге оказалось 368 тысяч – почти в 100 раз больше, чем в 1989 году. Такое огромное количество «не назвавших» (не опрошенных? побоявшихся?) свою национальную принадлежность петербуржцев – почти 8% населения.
http://ruspatrio.livejournal.com/76553.html

Онлайн Анатолий Глазунов

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1070
http://www.rosbalt.ru/main/2004/03/11/148797.html
Например, по данным ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти, в 2003 году в городе и области на законных основаниях работало 20 тыс. 580 иностранных граждан. Еще 8 тыс. 431 человек имели статус беженцев и вынужденных переселенцев. При этом число незаконных мигрантов на территории региона на конец 2003 года оценивается петербургской милицией в 140 тыс. человек.

А по данным главы петербургского Департамента службы занятости населения Дмитрия Чернейко в регионе находится вдове больше мигрантов — примерно 300 тысяч.
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2004/03/11/148797.html

--------------------------







http://my.mail.ru/community/ya-voin/1D7D2197AAA66F7C.html

Скоро будет поздно
Лето этого года просто поражает количеством и характером преступлений, совершаемых в русских городах выходцами с Северного Кавказа и Средней Азии. Зверские убийства, поножовщина, массовые избиения, изнасилования, педофилия - ленты информационных агентств буквально каждый день пестрят сообщениями об очередных фактах зверств и беспредела кавказцев и азиатов, которые как будто с цепи сорвались и как будто злонамеренно кем-то натравливаются на мирных граждан, беззащитных женщин и детей (и даже домашних животных).

Каждый день в центре Петербурга я наблюдаю сбитые стаи агрессивно настроенных кавказцев с недобрым, угрожающим взглядом. Каждый день в Петербурге я наталкиваюсь на толпы грязных, нередко пьяных диких азиатских кочевников. Каждый день я слышу от друзей, родственников, знакомых, незнакомых людей недовольный ропот, а то и злостные проклятия в адрес властей, которые заспустили к нам эту заразу и не могут, точнее не хотят теперь лечить от нее наши города.

Достаточно посмотреть на статистику преступлений, совершаемых мигрантами и кавказцами, достаточно пробежать глазами форумы и комментарии в интернете, достаточно опросить первых попавшихся двадцать человек на улице, чтобы понять - это настоящая смертносная эпидемия, которая требует немедленных мер хирургического вмешательства.

На сайте "Правый взгляд" есть рубрика "Этнобандитизм и иммиграция" - на мой взгляд, из националистических сайтов здесь наиболее полный и последовательный мониторинг этнопреступности в РФ. Почитайте заголовки - действует отрезвляюще.

Реакция общества на эту вакханалию этнобеспредела показательна. Недавно мы выложили на ютуб репортаж телеканала 100тв - за несколько дней он набрал свыше 100 тыс. просмотров и 600 комментариев. Посмотрите, почитайте, подумайте...

Вчера в связи с этой ситуацией мы подали на имя губернатора Петербурга Г.Полтавченко специальное обращение. На эту инициативу оперативно отреагировали СМИ, что также указывает на крайнюю актуальность и злободневность проблемы.

Так, материал на БалтИнфо ("Национал-демократы предложили Полтавченко заняться мигрантами-нелегалами") и пост в питерском ЖЖ-сообществе за вчерашний день были самыми обсуждаемыми (читайте комментарии, читайте).

Сегодня на наше обращение отреагировало питерское телевидение. Главу оргкомитета Национально-Демократической партии в Петербурге А.Кузнецова попросили на 100тв рассказать об обращении и о мерах, предлагаемых нами для срочного решения ситуации с этнопреступностью и засильем мигрантов (см. видео выпуска новостей).

К сожалению, русские националисты - пока чуть ли единственная часть общества, которая громко говорит об этой проблеме, предлагает срочные меры ее решения и пытается с этим достучаться, докричаться до правоохранителей и органов власти. Пока наши сограждане страдают и гибнут от рук пришельцев, пока наших соратников судят по политическим статьям вместо борьбы с реальными преступниками, леваки и либералы заняты упоительными дискуссиями о пуси риот, "кознях" РПЦ и недопущении националистов в публичную политику.

Дискутируйте дальше. Только не забывайте, что ваши жены и дети ходят по тем же улицам, что и столь любимые вами представители "братских народов". Не дай Бог вам и вашим детям напороться на нож кавказского отморозка или на похотливого азиата. Но иногда мне кажется, что толератия по-другому не лечится...

Онлайн Анатолий Глазунов

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1070
http://www.p-personnel.com/spb/25/10/

Границы Петербурга. Население Петербурга

(до 1917)

В царствование Николая I в официальной идеологии правительства вновь был отдан приоритет православию. Вместе с тем христианские конфессии сохранили свои общины, а их храмы не только оставались элементом архитектурного облика Петербурга, но и напоминали о том, что в его жизни свое место занимают помимо православного, в массе своей состоявшего из русских, населения люди, принадлежащие к иным вероисповеданиям и национальностям.
Наиболее многочисленной группой среди жителей Петербурга, не принадлежащих к православию, были немцы. В 1815 г. в Петербурге насчитывалось 23 612 немцев. К концу 1840-х гг. их численность достигла 39 000. Петербургские немцы в своем подавляющем большинстве были потомками, во-первых, выходцев из Германии, во-вторых, выходцев из прибалтийских губерний. К началу XIX в. часть петербургских немцев обрусела, но продолжала в быту пользоваться немецким языком и сохранять традиции, связанные с немецкой культурой.


По переписи 1869 г. в Петербурге насчитывалось 45 600 немцев, составлявших 6. % населения. В XIX в. немцы оставались самой значительной частью нерусского населения. В свою очередь немецкое население распадалось на две группы. Первую составляли лица, имевшие образование. Особенно много немцев было среди врачей и аптекарей. Значительной была прослойка немцев среди чиновников, офицеров, инженеров, музыкантов, художников, других представителей свободных профессий. Много немцев было среди учителей гимназий, профессоров университета, других учебных заведений. Эта часть немецкого населения, как правило, хорошо владела как немецким, так и русским языками. К тому же в образованной, прежде всего привилегированной, части русского общества, особенно в ученой среде, многие знали и французский, и немецкий языки. Это сближало образованную часть немецкого населения с русскими семьями. Возникали совместные браки. Именно образованная часть населявших Петербург немцев проявляла большую склонность к ассимиляции.

Наоборот, большей замкнутостью отличалась вторая группа немецкого населения. Она состояла прежде всего из ремесленников. Они часто объединялись в замкнутые группы по цеховому признаку и были обособлены в быту не только от русских, но и между собой. В некоторых профессиях какое-то время немцы были монополистами. Вплоть до первой половины XIX в. в руках немецких булочников была вся выпечка хлеба и его продажа. Только во 2-й половине XIX в. в Петербурге появились русские булочные, которые к тому же назывались «московскими». «Московские» булочные были ориентированы на крупное производство хлеба. Немецкие булочные были небольшими. Хлеб продавали там же, где и пекли его. Многие петербуржцы еще долго отдавали предпочтение именно «немецким» булочным. В 1869 г. немцы составляли среди хозяев пекарен половину, среди пекарей и других рабочих пекарен — четверть. Много немцев было среди колбасников. Не меньший процент немцев был и среди пивоваров. Немцы славились точностью и аккуратностью. Возможно, по этой причине многие из них были часовых дел мастерами и квалифицированными рабочими-металлистами. Сохранению родного языка в среде немцев способствовало наличие в Петербурге нескольких средних школ, где все преподавание шло на немецком языке. Среди них такие, как «Петершулле» и «Анненшулле», славились высоким уровнем преподавания, и в них кроме немецких детей учились и дети из образованных русских семей. В XIX в. в Петербурге продолжала выходить основанная еще в XVIII в. ежедневная газета на  языке «Санкт-Петербургер цейтунг». 

Издавались на немецком языке и специальные журналы, прежде всего медицинские и фармацевтические. В XIX в. численность немецкого населения сохраняется примерно на одном уровне. Прирост идет за счет тех, кто родился в Петербурге. Сокращается приток немцев как из Германии, так и из Прибалтики. Ускоряется процесс ассимиляции, общего сближения с русским населением. Складывается тип «русского немца».

После немцев к середине XIX в. по численности среди нерусского населения Петербурга шли финны. В начале XIX в. их было еще немного: в 1818 г. в Петербурге было всего 400 финнов. Но затем их численность стала расти. В 1869 г. их насчитывалось 18 000, что составляло 2. % от общей численности петербургских жителей. Финны делились на две группы. Первую составляли «финляндские уроженцы», имевшие юридический статус полуиностранцев. В основном это были жители Выборгской губернии, присоединенной к Великому княжеству Финляндскому вскоре после того, как оно в 1809 г. вошло в состав Российской империи. Особенностью «финляндских уроженцев» было то, что они приезжали в Петербург на определенный срок. Одни из них работали в Петербурге, другие учились. В Финляндии считалось, что в Петербурге большие возможности как для получения работы с хорошей оплатой, так и для обучения и повышения квалификации. Высокую квалификацию имели, как правило, «финляндские уроженцы». Многие из них были ювелирами. 44 % петербургских ювелиров составляли финны. Финны были и среди лучших ювелиров фирмы «Фаберже». Вторую группу финнов составляли издавна жившие на территории Петербургской губернии финны- «ингерманландцы». Многие «ингерманландцы» занимались извозом, торговлей, шли в прислугу. Финны составляли большинство и среди трубочистов. В 1869 г. две трети петербургских трубочистов были выходцами из одного и того же селения.

Среди нерусского населения Петербурга к середине XIX в. значительная часть приходилась на поляков, и поляки составляли большую часть живших в Петербурге католиков. В начале XIX в. прослойка поляков была небольшой, и это были в основном немногочисленные представители старой польской знати. После присоединения в 1815 г. Царства Польского к России в Петербург усиливается приток поляков, в массе выходцев из среднего и обедневшего дворянства. В 1818 г. в Петербурге жили 19 149 поляков. Среди поляков было много чиновников, офицеров, студентов. Число поляков значительно увеличилось после 1830—1831 гг. После подавления восстания 1830—1831 гг. поляки были лишены права поступления на военную и гражданскую службу в Польше. Переселившиеся в Петербург поляки, сохраняя приверженность католицизму, группируясь вокруг приходов костелов, вместе с тем в массе своей составляли лояльную по отношению к правительству группу населения. Лишь во время восстания 1863 г. часть петербургских поляков, в основном офицеров, учившихся в военных академиях, стремилась примкнуть к восстанию или открыто его поддерживать, встречая при этом сочувствие и помощь со стороны русских революционеров. В 1869 г. в Петербурге жили 14 400 поляков (2. % населения города).
Некоторые национальности в процентном отношении, казалось бы, составляли совсем незначительную часть населения — менее одного процента, но, несмотря на это, их присутствие чувствовалось, у одних в области хозяйственной жизни Петербурга, у других — в культурной или общественной жизни.


В Петербурге в начале XIX в. жили 2360 шведов, в 1869 г. — 5100 шведов, составлявших 0. % его населения. Шведы встречались главным образом среди образованной части общества, среди предпринимателей и промышленников. Сравнительно незначительную прослойку составляли французы и англичане. Число французов в первой половине XIX в. несколько сократилось. В начале XIX в. их было 4000. В 1869 г. французов насчитывалось 3100 человек — 0. %. В начале XIX в. в Петербурге жили 900 англичан, в 1869 г. — 2100, то есть 0. %. Те и другие в подавляющем большинстве принадлежали к петербургской интеллигенции. Некоторые, особенно англичане, занимались крупным предпринимательством и торговлей. Жили в Петербурге и итальянцы. В конце 1840-х гг. их было 360. Одно время среди шарманщиков Петербурга было очень много итальянцев. В начале XIX в. в Петербурге почти не было заметно присутствие эстонцев, латышей, литовцев. В 1818 г. в Петербурге насчитывалось 1600 латышей и эстов. В значительной части это были отслужившие срок солдаты. В 1869 г. в Петербурге жили 4000 эстонцев (0. %), 2800 латышей (0. %), 600 литовцев (0. %). Представители этих национальностей встречались главным образом среди ремесленников и студентов. В 60-е гг. XIX в. число эстонцев, латышей, литовцев стало быстро расти. В те же годы в Петербурге появились латыши-студенты. Примерно в это же время Петербург стал центром борьбы за национальное возрождение прибалтийских народов. На латышском языке стала выходить «Петербургская газета». Из созданных латышами кружков вышли известные деятели латышской культуры — А. Вальдемар, Ю. Алунен, К. Барон. Возрождение эстонской культуры было целью созданного в начале 1860-х гг. кружка «Петербургские патриоты», членами которого были И. Келер и К. Р. Якобсон. Литовцы, исповедовавшие католицизм, группировались, как и поляки, вокруг католических костелов. К ним примыкала и часть латышей-католиков. При костеле Св. Екатерины была католическая школа, где по выбору учеников можно было посещать уроки польского, литовского и латышского языков и литературы. В Петербурге издавалась «Литовская газета».

На особом положении в России находились евреи.
Лицам иудейского вероисповедания разрешено было жить только в «черте оседлости». Особенные строгости в отношении евреев были введены в Петербурге и Москве. Еврейская колония в Петербурге возникла лишь после того, как в начале XIX в. евреи фабриканты и ремесленники стали получать разрешение на временное пребывание в городах и губерниях вне «черты оседлости». На практике, по существу в обход закона, лица указанной выше категории стали получать от петербургского губернатора разрешение на пребывание в Петербурге на длительные сроки. Большинство из них были ремесленниками или их учениками. В 1826 г. в Петербурге жило всего 370 евреев. Богатых купцов и коммерсантов среди них было всего несколько человек. При Николае I не только были усилены строгости по отношению к евреям, но многие из них были высланы из Петербурга. Все же к концу 1850-х гг. в Петербурге жило 500 евреев. В конце 1850-х—начале 1860-х гг. при Александре II было разрешено жить за пределами «черты оседлости» нескольким категориям евреев. В их число входили купцы 1-й гильдии, лица, окончившие высшие учебные заведения со степенью кандидата, отставные солдаты и унтер-офицеры, ремесленники в соответствии со строго определенным перечнем профессий. К 1869 г. в Петербурге численность евреев достигла 6700 человек. Среди них по-прежнему еще было мало богатых купцов и банкиров. Большую часть составляли ремесленники. Правда, те, кто становился хозяевами, преобладали. Почти не было простых работников. Постепенно росла прослойка образованных евреев, например — врачей и аптекарей. Еврейская община Петербурга к середине XIX в. заметно отличалась от общин других городов. Среди живших в Петербурге евреев число лиц с высшим образованием, специалистов, представителей свободных профессий постепенно стало преобладающим. Не было евреев, занимавшихся неквалифицированным трудом, почти не было евреев, служивших прислугой. В 1869 г. в Петербурге еще не было евреев, считавших русский язык родным языком. Казалось, что еврейская община не поддастся ассимиляционным процессам. Однако в дальнейшем в среде петербургских евреев наметились различные тенденции. Часть евреев стала усваивать русский язык и, не утрачивая своей религии, оказывалась вовлеченной в развитие русской культуры. Другая часть общины сохраняла свою религиозную и национальную замкнутость. Еврейская интеллигенция Петербурга еще в I860 г. проявила склонность к национально-культурной деятельности.

Значительное число последователей среди жителей Петербурга имело мусульманство. Большинство мусульман составляли татары. В 1869 г. в Петербурге было 2000 татар (0. %). Татары в подавляющем большинстве были или рабочими, или служили в качестве прислуги. Было много татар, служивших дворниками и имевших репутацию чистоплотных и честных людей.
К 1870-м гг. Петербург формально оставался почти в тех же границах, что и в начале XIX в. С запада город омывали воды Финского залива. Северная граница проходила по руслу р. Большой Невки, затем — по Ланскому шоссе. На востоке по р. Чернявке и по рекам Охте и Малой Охте. Южная граница шла по р. Монастырке (Черной), вдоль Царскосельской железной дороги и по р. Таракановке. Площадь города составляла 53-36 кв. км, из которых на сушу приходилось 45. кв. км. С севера на юг протяженность города равнялась 12. км, с запада на восток — 12 км.
В рамках этих границ наиболее заселенной и застроенной жилыми домами частью были центральные районы. Жилая застройка вышла здесь за границы р. Фонтанки и приблизилась к Обводному каналу. На Васильевском острове строительство осуществлялось в основном в его восточной части, на Петербургской и Выборгской сторонах — вдоль берегов р. Невы и отчасти Большой Невки. За пределами формальной границы оказались некоторые окраины, занятые заводами и заселенные рабочими. В административном отношении они были подчинены Петербургскому градоначальнику.
Если изменения в формальных географических границах Петербурга были, может быть, и не столь заметны, то рост населения шел очень высокими темпами. Это было связано с резким увеличением значения Петербурга как промышленного и торгового центра, железнодорожного узла и порта. На жизнь города накладывал отпечаток и экономический подъем, наметившийся в России после реформ I860—1870-х гг., особенно после отмены крепостного права.
Рост населения был одним из показателей экономического подъема. Если в 1850-х гг. Петербург стал полумиллионным городом, то к 1869 г. в нем насчитывалось 667 207 человек. К концу 1880-х гг. население равнялось 954 400 человекам, Петербург фактически стал городом с миллионным населением. В конце века темпы роста населения еще более возросли, и к 1900 г. в Петербурге было 1 439 600 жителей, то есть почти полтора миллиона.

Среди жителей Петербурга были, как и с момента его основания, представлены люди различных национальностей и вероисповеданий. Большинство населения по национальному признаку во второй половине XIX в., как и прежде, составляли русские. Их численность с 555 000 человек в 1869 г. выросла к 1900 г. до 1 184 000 человек, то есть больше чем в полтора раза. В процентном отношении русские почти сохранили прежний уровень в общей массе населения. В 1869 г. на их долю приходилось 83-2 % населения, в 1900 — 82. %. Незначительное сокращение доли русских можно объяснить тем, что в 1900 г. большое число белорусов и украинцев осознало свое отличие от русских, в то время как в 1869 г. часть белорусов и украинцев была записана русскими. В 1869 г. в Петербурге числилось 3000 белорусов, а в 1900 г. — 42 000. То есть число белорусов по переписи выросло в 14 раз, и если в 1869 г. они составляли 0. % населения города, то в 1900 г. — 2. %. В 1869 г. во время переписи было учтено всего 500 украинцев. В 1900 г. украинцами считали себя 10 600 человек. Вместе русские, украинцы и белорусы составляли 84. % жителей Петербурга. По своему вероисповеданию они являли собой православное большинство населения Петербурга.
Среди христиан, не принадлежавших к православию, наибольшую часть составляли по-прежнему немцы: их было 50 300 человек. В абсолютных цифрах по сравнению с 1869 г. их число выросло на 4700, но в процентном отношении они стали занимать меньшую долю. В 1869 г. на немцев падало 6. % населения, а к 1900 г. — 3-5 %. Подавляющее большинство немцев исповедовало лютеранство. К тому же к концу XIX в. выросла прослойка немцев, родившихся в Петербурге, «петербургских немцев», многие из которых и сами себя считали и воспринимались окружающими как «русские немцы». В их среде шел процесс ассимиляции, росло число смешанных браков.
Несколько по-иному складывалась жизнь польской части петербургского населения. Их число во второй половине XIX в. выросло в 3 раза: с 14 400 человек в 1869 г. до 50 000 в 1900 г. Как видим, численность поляков приблизилась вплотную к численности немцев. В процентном отношении их число несколько выросло: с 2. % в 1869 г. до 2. % в 1900 г. Среди поляков, исповедовавших католичество, по-прежнему большинство составляли чиновники, офицеры и студенты. Часть из них держалась лояльно по отношению к власти. Другая часть, особенно студенты, втайне, а иногда открыто мечтала об освобождении Польши. Некоторые из второй категории оказались связанными с русскими революционерами.


Заметный слой составляли финны. Их число возросло от 18 000 в 1869 г. до 19 000 в 1900 г.
Заметно выросло число эстонцев (в 1869 г. — 4000, в 1900 г. — 18 000), латышей (в 1869 г. — 2800, в 1900 г. — 10 600), литовцев (в 1869 г. — 600, в 1900 г. — 7800). Незначительно выросло число французов (в 1869 г. — 3100, в 1900 г. — 3700), англичан (в 1869 г. — 2100, в 1900 г. — 2300). Численность шведов даже сократилась (в 1869 г. — 5100, в 1900 г. — 4200).
Из числа жителей Петербурга, не исповедовавших христианства, заметную группу составляли татары. Их численность возросла (1869 г. — 2000, 1900 г. — 5800) почти в три раза.
В зависимости от ослабления или усиления ограничения для лиц иудейского вероисповедания численность евреев в Петербурге колебалась, но росла. В 1869 г. число евреев в Петербурге равнялось 6700 человек (1 % населения). К 1881 г. их число выросло до 17 000 (2 %). В 1880-е гг., ознаменовавшиеся усилением реакции, — сократилось до 15 400 в 1890 г. (1. %). В 1890-е гг. вновь произошло заметное увеличение численности евреев в Петербурге, и к 1900 г. она равнялась 20 400 (1. %). Среди евреев, живших в Петербурге, к концу XIX в. заметно выросло число тех, кто не только овладел русским языком, но и считал его родным. Если в 1869 г. в Петербурге лишь единицы среди евреев владели русским языком, то к 1890 г. таковые составили 28 % еврейской общины. Верующие евреи в 1869 г. получили разрешение построить синагогу. Строительство началось в 1880 г., и в 1893 г. хоральная синагога на Лермонтовском проспекте была открыта.

Среди тех, кто пополнял население в эти годы, особенно много было людей, принадлежавших к крестьянскому и мещанскому сословиям. При этом столичное положение Петербурга вело к тому, что в составе его населения по-прежнему оставалась прослойка привилегированных сословий, прежде всего дворянства. Оно составляло в эти годы 10 % населения. Постепенно стала увеличиваться та часть населения, которая являла собой буржуазию, еще только начавшую укреплять свои позиции в стране. В 1881 г. лица, которых по роду занятий можно считать представителями промышленной буржуазии, составляли 5 % населения. В пореформенные годы вдвое возросла численность торговой буржуазии Петербурга. Если в 1862 г. в Петербурге было 19 тыс. торговцев, то в 1881 г. их было уже 43 тыс.


Читать также: Н. В. Юхнева