Автор Тема: ПРАВДА О ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО НАРОДА В СССР!  (Прочитано 95072 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

MALIK54

  • Гость

Брежнев против Путина.

Набрел в интернете на такой вопрос. До комментов не допущен, поэтому отвечаю здесь.


Капитализм vs Социализм

(что из них эффективнее, выгоднее для гражданина в среднем)
Споры на эту тему регулярно возникают, и очень часто повторяются по одной и той же схеме. Обычно, со ссылками на исторические события (так как это история - это единственная возможность оценить практическую их эффективность).

Но ведь оценивать по конкретным результатам в реальном мире - очень ненадежно (кони-то сравниваются не сферические), СССР - не "просто" страна, а очень богатая природными ресурсами. США тоже очень не простая (так как имеет мировой печатный станок, и мало сухопутных границ). К тому же очевидно, что при любом строе, не очень удачное руководство сильно понижает эффективность этого строя.

Вопрос: Можно ли как-то сравнивать вообще эти два строя на основе истории, чтобы получить чистый результат, когда, скажем, повышение среднего уровня жизни или продолжительности жизни показывало бы именно преимущество строя, а не то, что у страны выгодное географическое или экономическое положение?

Ответ: Берем одну и ту же территорию и население – РСФСР времен кризиса социализма и руководства больного и старого Брежнева и РФ последних двух лет кризиса капитализма и руководства молодого президента Медведева со спортивным премьером Путиным. Надо ли объяснять, где а) «выгоднее» среднему гражданину-труженику, б) «эффективнее» с точки зрения хозяйственной деятельности и развития? Вот например то, что не способен поддерживать путинский капитализм 2008-2011 гг. на том уровне, который влегкую поддерживал "застойный" социализм Брежнева:

- Личная безопасность граждан.

- Безопасность границ и добрососедские отношения с соседями.

-Наркотическая безопасность.

-Уровень и доступность образования.

-Решение текущих проблем городского и коммунального хозяйства.

-Продовольственная безопасность.

-Произошло явное снижение нравственности в обществе.

-Усилился бюрократизм, коррупция и засилие чиновников.

-Изменился в худшую сторону личный статус рядового гражданина, работника.

-Уменьшились каналы и возможности рядового гражданина призвать к ответу беспредельничающего "сильного мира сего".

-Резко снизились гарантии безопасности личной собственности граждан.

- Резко снизилась доступность путешествий по стране и в рамках СССР рядовых граждан (при облегчении дальних путешествий зажиточных граждан).

-Резкое снижение эффективности сельского хозяйства.

-Снижение научного потенциала.

-Снижение промышленного п
отенциала.

Ну и т.д.
http://ihistorian.livejournal.com/2011/01/18/

MALIK54

  • Гость

«Кадры решают все!»


Люди честные и ответственные, люди умные, люди, болеющие душой за свою страну, за свой народ,

когда Вы вновь придете к власти, не тащите за собой наверх бездарную шваль ни за какие коврижки, кто бы вас об этом не просил. И тогда в стране все получится, каким бы «измом» это не называлось.


NB. Мой двоюродный дядя был большим судьей. Однажды под суд попал деревенский паренек из его близкой родни. Родня собралась и поехала к нему в гости. До этого приезжали пару-тройку раз в год, сидели душевно, вспоминали родную деревню. В этот раз он их на порог не пустил: «Приезжайте после суда». Строгий был дядька. Тогда в нашей семье его уже не поняли. Зато сегодня я его понимаю.


Страну развалили, когда он и его друзья ушли на пенсию.

http://ihistorian.livejournal.com/2011/01/20/

Оффлайн skyline

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 646
Этим заметкам я посмел дать подзаголовок «Кому в СССР жилось хорошо» по аналогии с известной статьёй историка Б.С. Миронова «Кому на Руси жилось хорошо», что, надеюсь, не всеми будет расценено, как крайняя нескромность и не будет дан повод к рассуждениям, что всем жилось нехорошо. Я ни в коей мере не претендую на абсолютную истину, которая может быть только на небе.


Всё наше дореволюционное прошлое сводилось и сводится к простейшим формулам «Немытая Россия – страна рабов, страна господ» и «Россия – тюрьма народов». Национальный вопрос в СССР сводился к другой формуле «Союз нерушимый республик свободных».
Место русских в СССР государство определило лозунгом Бухарина: "Мы, в качестве бывшей великодержавной нации должны поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям». Он требовал, поставить русских "в положение более низкое по сравнению с другими". Вот так и стоим до сих пор как нас поставили на заре советской власти
"Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии", - провозглашал Сталин. И многочисленные проворные помощники спешили реализовать указание вождя. Академик М.Н. Покровский (кстати, ученик В.О. Ключевского) - главный историк страны - требовал запретить само понятие "русская история" как реакционное.
"Русь! Сгнила? Умерла? Подохла? Что же! Вечная память тебе", - кликушествовали пролетарские поэты (Александровский), выполняя свой "интернациональный долг".


Ко времени революции (желающие могут считать октябрьским переворотом, что не имеет значения для последующего изложения) народы России пришли с разными уровнями экономического и социального развития. Они отстали друг от друга на целые исторические эпохи.
В одних регионах был развитый монополистический капитализм, в других – родо-племенные отношения. Если прирост населения в России, Украине, Белоруссии был высок, то казахи, туркмены, буряты и другие народности скатывались к вымиранию. Чтобы преодолеть эти различия, нужны были годы и годы труда, и колоссальные деньги. Кто эти затраты мог взять на себя? Только народы России сравнительно развитые в промышленном отношение, т.е. СЛАВЯНЕ.
В резолюции 12 съезда РКП(б) прямо было сказано, что преодолеть неравенство развития республик и народов: «…можно лишь путём действительной и длительной помощи РУССКОГО пролетариата отсталым народам Союза». Но Россия и сама находилась в тяжёлом положение после первой мировой и гражданских войн. Отсталым республикам передавались целые фабрики и заводы, направлялись рабочие, инженеры, учителя, врачи, учёные. Но создание таких льготных условий для ранее отсталых народов неизбежно замедлило темпы развития центра страны и прежде всего русского народа. Отсталым национальным районам выделялась огромная материальная помощь, дотации из госбюджета. ( Писатель Н.С. Тихонов в очерке о туркменах-джемшидах в 1930 году писал: «…они любят попрошайничать, чаще всего они говорят слово «дай». Они толпятся в кооперативе: «Дай гвозди, дай хлеб, дай керосин. Советская власть всё даёт. Дай!» Мог русский крестьянин вот так сказать «Дай!»? По семейному преданию мой прадед в двадцатых годах, чтобы отремонтировать дом продал одну из боевых дореволюционных наград. Не знаю, какая это была награда, но другую подобную его дочь во время войны обменяла в «Торгсине» на продукты. А «Торгсин» брал только драгметаллы, драгоценные камни, ценности). Предоставлялись льготы в налогах и в закупочных ценах на производимые здесь сельхозпродукты. В кадровой политике отдавалось предпочтение лицам коренной национальности при низком или нулевом профессионализме. Создавались льготные условия в подготовке и поступления в ВУЗы путём внеконкурсного приёма и предоставления повышенных стипендий. Опережающими темпами строились ВУЗы и техникумы. ( Замечу, что в 80-х годах моя знакомая, директор строительного техникума в одной из бывших южных братских республик попыталась отчислить неуспевающих студентов, не глядя на национальность. Её «поправили», обвинив, естественно, в национализме). Так кому же жилось лучше?
Многие годы бюджеты ВСЕХ союзных республик, кроме РОССИИ сводились с помощью дотаций из госбюджета. В 30-е годы за счёт дотаций покрывалось по стране более 60% расходов союзных республик. В годы первых пятилеток рост капвложений в Среднюю Азию был в 5-6 раз больше, чем в России. Население братских республик Средней Азии, Закавказья, автономий РСФСР многие годы частично или полностью освобождалось от сельхозналогов и общегосударственных налогов. Экономика национальных народов в значительной мере поднималась и за счёт политики закупочных цен. Например, в Средней Азии и Закавказье закупочные цены на хлопок, рис, цитрусовые СУЩЕСТВЕННО ПРЕВОСХОДИЛИ себестоимость, а основная сельхоз продукция Европейской части СССР (лён, картофель, зерно, мясо) закупалась по ЗАНИЖЕННЫМ ценам. Да и после войны Русский народ был объектом самой хищнической и циничной эксплуатации в пользу «братских республик». Бюджет СССР состоял на 75% из отчислений РСФСР, остальные 25% давали Украина, Белоруссия и, частично, Казахстан (где более половины населения было русским). Прочие «республики» были датируемыми из центра. Проще говоря, те денежки, которые выжимались из русских, украинцев и белорусов, шли на «подъем экономики» Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. Так кому же жилось лучше?
К началу сороковых годов за счёт лишений славянских народов СССР было достигнуто сравнительное равенство наций и необходимость в льготах должна была отпасть. Но это положение сохранялось вплоть до распада СССР и сохраняется сейчас, если говорить о национальных республиках сегодняшней России. Именно тогда возникло новое фактическое неравенство: в категорию отсталых начали смещаться народы, ранее оказывающие помощь другим. Именно тогда начал ощущаться перекос в социальной, нравственной, политической сферах и в межнациональных отношениях. Черты этого нового фактического неравенства начали проявляться уже в годы первых послевоенных пятилеток, когда вся тяжесть налоговой и бюджетной политики, политики закупочных цен и госпоставок сельхозпродуктов по-прежнему ложилась на славянские республики, несмотря на то, что именно они наиболее пострадали от войны. В 1945 году сельхозналоги в Белоруссии были в НЕСКОЛЬКО РАЗ выше, чем в Грузии, менее пострадавшей от войны. Жители Средней Азии, Закавказья не верили, что зимой 1947 года в сёлах Росси, Украины, Белоруссии люди пухли и даже умирали от голода. Ведь в этих потребляющих республиках народ не голодал. С 1935 по 1975 г.г. в экономику Грузии было вложено 14,3 млрд. рублей. Причем даже во время войны денежный поток не прекращался. Вот вам и бесчисленные курорты, чайные фабрики, электростанции и пр. К 1975 г. грузинская чайная промышленность производила 82,5 тыс. тонн чая в год. А потреблять этот «чай» Госплан заставлял жителей все тех же РСФСР, Украины и Белоруссии. Кто помнит то, что называлось грузинским чаем, тот поймет, о чём речь.
Армения, которая сегодня, как и Грузия, периодически сидит без света. К 1975 году по производству электроэнергии на душу населения Армения обогнала Италию, электроэнергии производилось в 10 больше, чем в соседней Турции. Куда же оно все делось? А главное, откуда это все взялось в стране, где с наличием полезных ископаемых, мягко говоря, большие проблемы? Советская власть и русские доноры (по-современному – «оккупанты»), вот и весь секрет благосостояния этих «республик».
Узбекистан: в 1966 году землетрясение полностью уничтожило Ташкент. И что же? Через несколько лет на месте глинобитного азиатского городка вырос огромный город с современной промышленностью и инфраструктурой. Снова Советская власть? Ну да, конечно - Советская власть, плюс закабаление русского народа. В «восстановлении» (на самом деле, в отстройке с нуля) Ташкента приняли участие все «республики» ПОСИЛЬНОЕ участие. РСФСР построила в Ташкенте зданий общей площадью 334,8 тыс. кв. м. Это не считая Москвы и Ленинграда, которые отдельно построили 230 и 100 тыс. кв. м. соответственно. Украина и Белоруссия построили 190 тыс. кв. м. А остальные? Казахстан - 28,3; Грузия - 22,8 и т.д. «Мощнее» всего вложилась гордая Эстония, которая также под самое горлышко набита трудолюбивыми людьми - 5,6 тыс. кв. м. Таким образом, русские, украинцы и белорусы подарили узбекам современный индустриальный город. И не один, кстати. Можно вспомнить еще Навои или пресловутый Учкудук, возникший в пустыне.
Азербайджан. Нефть в этом регионе появилась задолго до русских. Появиться-то она появилась, только её не умели использовать. Вернее, они использовали выход нефти на поверхность - т.н. «кир», т.е. сгусток из нефти и земли, его использовали для обмазывания крыш у жилищ. Начал промышленную добычу нефти русский купец В.А. Кокорев, который привлек молодого Д.И. Менделеева и тот в 50-х годах XIX века спроектировал будущую нефтяную промышленность. Баку был небольшой русской сторожевой крепостью, в которой русских жило в несколько раз больше чем азербайджанцев. Посмотрите кадры кинохроники, каким был Баку до прихода «оккупантов» после революции.
Казахстан. Ещё живы те, кто помнит, сколько сил славянские республики и, прежде всего Россия, вложили в «подъем целины». Вспомните Байконур, построенный в основном Россией и сейчас арендуемый ею же. Остальное не буду перечислять.
Колхозники России практически не получали ни денег ни продуктов до начала 60-х годов. В 50-е годы среднемесячные доходы колхозников братского Узбекистана и Таджикистана были в 9 раз выше, чем России, в15 раз выше чем в Белоруссии, а стоимость валового сбора продуктов растениеводства за один трудодень по закупочным ценам в Центральной России была в 10 раз ниже, чем в Узбекской ССР и в 15 раз ниже чем в Грузии. В 1951 году на один трудодень колхозник в Смоленской области получал 890грамм зерна и 17 копеек ( 1,7 коп. в ценах 1960года, державшихся до Гайдара). В «оккупированной» Эстонии на тот же трудодень выплачивалось 1кг 830г зерна и 1 руб 50 коп деньгами. В Таджикистане – 2кг 40г зерна и 10 руб 05 коп. (Как говорится – почувствуйте разницу). В том же году была увеличена оплата труда на уборке хлопка. Сборщики хлопка могли получать (в ценах 1960года и до Гайдара) за день до 15 рублей, механизаторы 50-100 руб. Опытная прядильщица текстильного комбината «5-ый Октябрь» (сейчас «Струнинская Мануфактура) получала 80-85 руб, ткачиха 100-110руб. Средняя зарплата по стране в 1964 была 90 руб ( в 1964 году эта цифра впервые была сообщена). Так кому же жилось лучше? Кто кого кормил?
Во всём мире картофель стоит почти столько же, сколько и цитрусовые. В Италии цены на картофель в 2 раза выше цен на цитрусовые. В Финляндии, где цитрусовые вообще не растут они дороже в 2-3 раза. Только в СССР, где росли и цитрусовые, и картофель разница в ценах 20-30 кратная (картофель стоил 15коп/кг, лимоны – 3,5 руб/кг) Могли при таких условиях, при такой ценовой госполитике русские и белорусские крестьяне, выращивающие картофель, жить как те, кто выращивает лимоны? Тонна тюменской нефти покупалась за 40 руб, т.е. за 10 кг лимонов или грузинских мандаринов. Так кому же …? Кто кого…? Утверждения лидеров национальных элит времён перестройки о том, что Россия и русские 100 с лишним лет жили за их счёт, не соответствовали действительности нигде, а уж меньше всего в Средней Азии. Никакие поставки хлопка, каракуля, шёлка, нефти и газа из Средней Азии не возмещали затрат на строительство городов, портов на Каспии, плотин, мостов, железных дорог, прокладку каналов. Такова была плата за империю, за культурную экспансию — а это то, что останется, — таково было бремя белого человека (По Киплингу). Так ведь и Франция тоже оставила в Африке и Юго-Восточной Азии города и дороги, и Голландия — на Яве и Суматре, и Англия — во множестве мест. Но эти метрополии в отличие от России обогатились вполне серьёзно.
Интересен пример Тувы. В 20 – 40-е годы Тува, экономически и политически явно завися от Советского Союза, формально сохраняла независимость. На картах мира крохотный Кызыл обозначали такой же жирной точкой, как и Москву, Берлин, Париж... В годы Великой Отечественной обязательного призыва из Тувы не проводилось, подданные Тувы шли на фронт добровольно; население собирало деньги на строительство танков, слало солдатам мясо, валенки. Официально Тува вступила в состав СССР в 1944 году, на двадцать с лишним лет позже всех остальных республик. Сейчас эта республика, где неуютно, мягко говоря, русским да и соседям в Красноярском крае.

Появились черты нового фактического неравенства и в показателях развития культуры республик. По данным переписи 1979 года среди республик отличающихся низкими (ниже общесоюзного) показателями обеспеченности занятого населения специалистами высшей квалификации, оказались русские, белорусы и прибалты, которые до революции были самыми грамотными. Среди народов имеющих наивысшие соответствующие показатели оказались народы Закавказья и Средней Азии (о цене дипломов и научных степеней речь не идёт), которые были до революции почти сплошь неграмотными. Самое тяжёлое положение в области культуры сложилось в регионах России: Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Уральском, Волго-Вятском, Центрально-Чернозёмном, Поволжском. Появились национальные перекосы в подготовке научных кадров (следует постоянно помнить, что республики и автономии имели квоты на поступления в ВУЗы и на подготовку научных кадров и этими квотами пользовались в большинстве «блатные» дети). В 1973 году среди научных работников СССР самые низкие показатели имели русские и белорусы, у них процент лиц, имеющих научную степень наименьший. На 100 научных работников имелось аспирантов среди русских 9,7 чел. белорусов - 13,4; туркмен - 26,2; киргизов - 23,8. Эта тенденция сохранялась до распада СССР. Не лучше обстояло и с научными учреждениями. Достаточно сказать , что к началу 90-х годов научных учреждений в расчёте на душу населения в России было в 2 раза меньше, чем в среднем по союзным республикам. Кандидатов и докторов наук (без Москвы и Ленинграда, где были общегосударственные научные центры) в 1,3 раза меньше, чем в братских союзных республиках. Положение с академиками и того было хуже, их здесь было в 5 раз меньше, чем в целом по стране. На начало 90 годов во всех союзных республиках, исключая Россию, удельный вес коренной (или как сейчас модно говорить – титульной) нации в составе студентов, аспирантов, научных работников, руководящих работников высших органов власти и управления стал выше, чем в составе населения, в то же время как в составе промышленных рабочих он, как правило был ниже.
( Отсюда, думаю, и пошли «народные мудрости» - «Пусть выполняет план Иван», «Каждый казах хочет видеть своего сына прокурором». Список читатели могут продолжить и это интересно тем, что в подобных пословицах и поговорках отражается СУТЬ народа). Перепись 1979 года зафиксировала, что процент лиц с высшим образованием у таджиков, проживающих на территории «своей» республики в 2 раза выше, чем у таджиков, проживающих в соседнем Узбекистане. Хотя там таджики также являются коренным населением. Тогда же зафиксировано, что в ВУЗах Казахстана, например, лица некоренной национальности имеют 10% студенческих мест, хотя они составляют 60% населения и более 80% рабочих. Позвольте привести ещё один показатель, если речь зашла о ВУЗах. К 1990 году на одного студента приходилось 4м2 и менее жилплощади в общежитиях СССР у 10% студентов; в России – 12.7%; Грузия – 2,3%; Туркмения – 7%; «оккупированная» Эстония – 0%; Украина – 1,3%; «оккупированная» Литва – 2,3%; Белоруссия – 19,2%, при норме 6м2 на студента. Более 10м2 площади на одного студента в общежитиях в Грузии имели 17,3% студентов, в Армении – 38%, в Литве – 11,6%; в Украине – 6%, В России – 5,2%; в Белоруссии – 0,3%. (Т.к. многие жили в общагах и знают тесноту не понаслышке, то сразу даю ссылку на «Сборник статистических материалов 1990год»). Выводы не трудно сделать. Вычислительную технику в это время имели в России- 93,4% ВУЗов; в Украине – 96,6%; в Белоруссии – 93,8%; Таджикистан – 100%; Эстония – 100%. (Источник тот же). Количество лиц ведущих паразитический и бродяжный образ жизни на 100тыс населения в 1988 году: РСФСР – 84, Казахстан – 95, Грузия – 153, Киргизия – 85. Эстония – 115, Белоруссия – 37, СССР – 78. (Очевидно это те, кто не занимался общественно полезным трудом). Кто же за счёт кого жил в СССР?
С позиций принципа социальной справедливости невозможно объяснить, что славянские республики, за счёт которых главным образом формировался союзный бюджет, имели среди горожан в 2 – 3 больший процент нуждающихся в получение или улучшение жилья, чем Узбекская ССР, бюджет которой сводился с помощью самых высоких дотаций. На январь 1987 года 23,2% российских семей нуждались в улучшение жилья, в Белоруссии – 31,6%, в Узбекистане – 11,8%. Жители России имели в 1986 году самую низкую среднюю жилплощадь квартир, построенных за свой счёт и с помощью господдержки – 66,1м2; Грузия – 97,8м2; Армения – 94,3м2; Литва – 99,7м2; Латвия – 105,4м2; Эстония – 99,4м2; Узбекистан – 78,8м2; Казахстан – 75,6м2; Туркменистан – 88,9м2; СССР- 72,5м2. (Очевидно, это общая площадь, а не жилая) Выводы делайте сами.
Принцип Бухарина о постановке России в низкое положение, а по сути об унижение русских, как видите, выполнялся (и выполняется) неукоснительно и с огромным удовольствием. Это имело и демографические последствия. Продолжительность жизни в Смоленской и Новгородской областях да и в других русских областях уже тогда, накануне распада Союза, была на 2 - 3 года ниже, чем в среднем по СССР. В школах России училось уже тогда детей меньше, чем в 1940 году. Когда обязательным было 7 классное образование. А в республиках и в автономиях РСФСР численность школьников выросла в 3 – 4 раза. До революции население славянских республик составляло 82,9% населения страны, прибалты – 3,9%, Закавказье – 3,7%, Средняя Азия и Казахстан – 8,1%.
Накануне распада СССР славяне составляли 61,5%, прибалты – 2,2%, Закавказье – 6,5%, Средняя Азия и Казахстан – 29,2%. Исконно русские области вымирали (да и сейчас вымирают), По одной только Смоленщине в накануне распада Союза, 1986 году исчезло 143 населённых пункта, в 1987 – 258. Демографическая ситуация в Средней Азии, где проживало только 10% населения СССР изучалась в 4-х республиканских академиях, а в России не анализировалась ни в одном академическом институте.
Никакие проблемы СССР, как теперь, все убедились, нельзя было решить без решения проблем России и в первую очередь русского народа, в том числе и экономических. К чему привело игнорирование этих проблем ясно – это распад великой страны и продолжающееся унижение России. Россия и исконно русские области были «дойной коровой» для «братских» республик и автономий. Как иначе можно было объяснить тот факт, что в отличии от большинства республик, получающих в свой бюджет все 100% от подоходного налога с населения, а в Россия никогда больше 50% не получала. Даже в последнем бюджете СССР на 1990 год планировалось, что от налога с оборота остаётся в России 71,1%, в Белоруссии – 61,4%, а республики Средней Азии и Закавказья, кроме Азербайджана, оставляют у себя все 100% с оборота, Азербайджан – 80,7%. Накануне распада СССР предприятия союзного подчинения России и Украины отчисляли в бюджет этих республик 12% прибыли, а все остальные 20%, Эстония – 15,9%. Таким образом, всё, что приватизировали «братские союзные республики» было построено главным образом за счёт славянских и, прежде всего, русского народа, именно на деньги этих народов содержалась армия и флот, наука, образование, медицина, космос и т.д. Именно за счёт разорения русских сёл, за счёт славянских народов, которые пухли и умирали от голода в предвоенные и послевоенные годы кормились и жили остальные «братские» народы СССР. ПОМНЯТ ЛИ ОНИ ОБ ЭТОМ? И только накануне распада Союза, когда стало ясно, что без русского крестьянина плохо будет всем, правители задумались о возрождение Нечерноземья.
Так может быть в чём-то права пословица «Не делай добра – не получишь зла»? В письме Александру III от 20 июня 1886 года Победоносцев писал: «Повторяется и здесь (на Кавказе) горький опыт, который приходится России выносить со всеми инородческими облагодетельственными национальностями. Выходит, что грузины едва на нас не молились, когда грозила ещё опасность от персов. Когда гроза стала проходить ещё при Ермолове, уже появились признаки отчуждения. Потом появился Шамиль, всё опять притихло. Прошла и эта опасность, - грузины снова стали безумствовать, по мере того, как мы с ними благодушествовали, баловали их и приучали к щедрым милостям на счёт казны и казённых имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и довела до нынешнего состояния. Всякая попытка привесть их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии». Это написано почти 120 лет назад. Ничего не меняется…


Использованная литература:
1. «Народное хозяйство СССР в 1990г.» (Финансы и статистика 1991г.)
2. «Народное хозяйство РСФСР в 1987г. (Финансы и статистика 1988г.)
3. «Сборник статистических материалов 1990г.» (Финансы и статистика 1991г.)
4. «Россия и национальный вопрос» (журнал «Родина» 1989г.)
5. А. Щербина «Влияние интеграционных и модернизационных процессов на Российскую империю (Логос 2004г)
6. Н.С. Тихонов «Кочевники»
...а закончу речь я словами сами знаете кого:

“Кто хочет жить, должен сражаться. Кто не хочет сражаться в мире вечной борьбы – тот недостоин жить”

Оффлайн skyline

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 646
Г.И.ЛИТВИНОВА
К вопросу о национальной политике

ЧТО ВЫ НАТВОРИЛИ!
(Вектор – геноцид: как это было)

В общественном сознании сложилось мнение, что русский народ претерпел геноцид лишь в периоды гражданской войны, коллективизации, репрессий, спровоцированного голода. Однако, если не считать, что геноцид есть организованное уничтожение этноса только физическим способом, с помощью прямого насилия под ружьем, то оказывается, что самые сокрушающие (на века!) нацию и государство годы относятся… к послевоенному периоду.

В предлагаемом ниже материале рассказана та история, в которой мы сейчас все живем. В нем показано как с помощью политико-экономических механизмов душилась жизнь русского народа, а вместе с ним приготовлялось к гибели и великое государство, которое он имел. На первый взгляд возникает недоумение: как же власть могла принимать решения, очевидно противоположные экономической и политической мощи страны? Однако все встает на «свои» места, если мы вспомним о выраженном антирусском направлении того административного механизма, который был создан в 1917 году. При таком взгляде на проблему легко обнаруживается единственный смысл этих «решений»: разрушение ассимилирующего потенциала русского народа, который он изначально имел. Тогда мы ясно увидим прежний, вопреки всякой экономике и национальной крепости государства, доминирующий вектор: геноцид русских людей.

Работа была написана в середине 80-х годов д. э. н. Г. И. Литвиновой и была передана в самый смелый, по тем временам, единственный русский журнал «Наш современник». Однако материал был запрещен к публикации, а журнал приносить себя в жертву не стал.


К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


Перспективы развития Союза ССР как единого многонационального государства требуют строжайшего соблюдения конституционного принципа равенства наций, устранения помех на пути интернационализации государства и общества. Льготы и преимущества, предоставленные ранее отдельным народам для обеспечения опережающих темпов их развития, позволили в невиданно короткие сроки решить важнейшую задачу в области национальных отношений – задачу фактического равенства наций. С её решением, в основном к концу 30-х годов, надобность в льготах отпала. Их дальнейшее сохранение стало угрожать созданием нового фактического неравенства: ранее отсталые народы стали перегонять народы, оказывающие им помощь. По итогам переписи населения 1979 г. среди наций, отличающихся низкими (ниже общесоюзных) показателями обеспеченности занятого населения специалистами высшей квалификации оказались русские, белоруссы и народы Прибалтики, имевшие до революции самые высокие показатели грамотности. А среди народов, имеющих наивысшие показатели, - народы Закавказья и Средней Азии, отличавшиеся до революции крайне низкими показателями грамотности. Самыми низкими эти показатели оказались в экономических районах, расположенных на территории РСФСР: Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Уральском, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском.

Эти районы высокопромышленной и топливно-энергетической значимости ныне обеспечены специалистами высшей квалификации в 3-5 раз ниже, чем Грузинской ССР. Вызывает сомнение национальная направленность подготовки научных кадров. В 1973 г. среди научных работников СССР самую низкую квалификацию имели русские и белорусы. У них был самый низкий процент лиц, имеющих ученую степень. Тем не менее, на 100 научных работников было аспирантов: среди русских - 9.7 человека; белорусов - 13.4; туркмен - 26.2; киргизов - 23.8 . Эта тенденция сохраняется, усиливая новое фактическое неравенств наций.

Вымиравшие до революции казахи, киргизы, туркмены и другие народы азиатской части страны, ныне отличаются самыми высокими в мире естественным приростом населения, тогда как русские и украинцы, имевшие до революции самый высокий естественный прирост населения, сейчас оказались перед угрозой депопуляции (вымирания).

Во всех союзных республиках, исключая РСФСР, удельный вес коренной нации в составе студентов, аспирантов, научных и руководящих работников, высших органов власти и управления выше, чем в составе населения, в то время как в составе промышленного рабочего класса он, как правило, ниже. Перепись населения 1979 г. зафиксировала удивительный феномен: процент лиц с высшим образованием у таджиков, проживающих на территории «своей» республики в два раза выше, чем у таджиков, проживающих в соседней Узбекской ССР, хотя там они также

являются коренным населением, но как бы «второсортным» коренным для Узбекистана. В аналогичном положении оказались и некоторые другие нации.

Представляется целесообразным внести изменения в бюджетную и налоговую политику, а также политику закупочных цен и др., в результате которых в течение десятилетий создавались льготные условия для опережающих темпов социально-экономического развития ранее отсталых наций в рамках соответствующей национальной государственности. Так в 50-е годы доходы колхозников Узбекской ССР были в 9 раз выше, чем в РСФСР, а стоимость валового сбора продуктов растениеводства за 1 трудодень по закупочным ценам в Нечерноземной зоне оценивалась в 10 раз ниже, чем в Узбекской ССР и в 15 раз ниже, чем в Грузинской ССР.

В 1960 г. самый низкий естественный прирост населения ( в Эстонии) отличался от самого высокого (в Таджикистане) в 6 раз; в 1975 г. этот разрыв увеличился до 15, а в 1981 г. до 22 раз : естественный прирост населения Латвии в 22 раза меньше, чем в Таджикистане.

Наблюдается ускоряющийся рост удельного веса населения республик Средней Азии, Казахстана и Закавказья в составе населения СССР и падение удельного веса населения славянских и Прибалтийских республик.

В большинстве областей Нечерноземной зоны РСФСР сокращается и абсолютная численность населения. Еще 3-4 десятилетия тому назад население всех республик Средней Азии вместе взятых было в четыре раза меньше, чем население Украинской ССР. Сегодня это соотношение сохранилось лишь среди лиц пенсионного возраста, тогда как младшее поколение (дети и подростки) сравнялось по своей численности. Это значит, что в ближайшие полтора–два десятилетия численность населения республик Средней Азии сравняется, а затем станет быстро опережать численность населения Украины, т.к. среди новорожденных это превосходство уже существует.

Население республик Средней Азии, недавно уступавшее по численности РСФСР более, чем в 10 раз, сегодня сохраняет этот разрыв только среди пенсионеров, тогда как численность детей и подростков различается всего лишь в 2.8 раза. И все эти огромные изменения произошли при жизни одного поколения.

Целесообразно рассмотреть возможности корреляции всей политики Советского государства с учетом тенденций развития социально-демографических процессов. При этом следует иметь ввиду:

1. Рост удельного веса населения республик, находящихся на дотации из общесоюзного бюджета, либо дающих наименьший процент отчислений в общесоюзный бюджет, с одной стороны, и падение удельного веса населения республик, формирующих основную часть общесоюзного бюджета – с другой (см. Законы о бюджетах за 1924-1984 гг) способен усилить бюджетную напряженность в СССР.

2. Рост удельного веса населения республик, потребляющих продукты питания, производящих их в меньшем объеме, чем удельный вес их сельского населения и падение удельного веса, а также абсолютной численности сельского населения республик, производящих основную массу продуктов питания, способен усилить дефицит продовольствия, осложнить решение продовольственной программы.

3. Рост удельного веса республик с преимущественно сельскохозяйственным населением и сокращение удельного веса населения республик и наций, за счет которых формируется промышленный рабочий класс, может осложнить социально-экономическое развитие Союза ССР.

4. Падение удельного веса наций, обладающих наибольшим опытом работы в сложнейших отраслях экономики и науки и рост удельного веса наций, в наименьшей степени обладающих таковым опытом, способен затормозить научно-технический прогресс.

5. Падение удельного веса наций, отличающихся наибольшим военно-историческим опытом, может осложнить решение военно-стратегических задач. Перепись населения 1979г. подтверждает прогнозы американских ученых о том, что с 2000 года Советская Армия

станет преимущественно мусульманской (американцы рассчитывали по религиям, а не по нациям).

Все это свидетельствует о том, что оптимальное развитие Союза ССР

как единого многонационального государства предполагает решение целого комплекса проблем организационного, нормативно-юридического, и политико-практического характера.

Среди национальных проблем особую озабоченность и тревогу вызывает судьба «старшего брата» – русского народа, на плечи которого легла основная тяжесть по подъему социально-экономического развития ранее отсталых народов.

Значительная часть создаваемого русским народом валового продукта и национального дохода постоянно перераспределялось в ранее отсталые национальные районы, обеспечивая в них опережающие темпы роста капиталовложений и социально-экономического развития.

Темпы же социально-экономического развития РСФСР, а в ее рамках русской нации, русских областей стабильно оставались ниже общесоюзных, даже после того, как проблема фактического равенства была решена.

Сохранение до сего времени опережающих темпов социально-экономического развития нерусских народов по сравнению с русским привело к отставанию важных характеристик его социально-экономического, демографического и культурно-политического развития от большинства других народов, которым он помогал и продолжает оказывать помощь. Так по переписи населения 1970 г. обеспеченность занятого русского населения специалистами с высшим образованием как в городе, так и в селе оказалось в полтора-три раза ниже, чем у народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Практически русские оказались по этому показателю на последнем месте из числа наций, имеющих союзные республики, тем не менее крупнейшие вузы РСФСР по-прежнему отдают до 25% своих мест для внеконкурсного зачисления представителей ранее отсталых, а ныне передовых народов, усугубляя этим новое фактическое неравенство.

Законы о бюджетах по-прежнему создают наиболее льготный бюджетный режим для республик Закавказья, Казахстана, Средней Азии. Помимо высокого (до 100%) отчисления в бюджеты этих республик от налога с оборота – основного источника бюджетных поступлений – эти республики, как правило, получают в свой бюджет все 100% подоходного налога с населения, тогда как РСФСР никогда не получала более 50%, не говоря уже о том, что эта республика никогда не пользовалась дотациями из общесоюзного бюджета. Хотя в РСФСР самая высокая нагрузка посевных площадей на 1 занятого колхозника и самое большое количество отработанных в году человеко-дней, доходы колхозников здесь сравнительно низкие, почти в 2 раза ниже, чем в Таджикской ССР, где земельная нагрузка пашни на одного колхозника в 8 раз ниже, чем в РСФСР.

Низкие доходы сельского населения РСФСР, особенно Нечерноземья, следствие низкой рентабельности ее колхозов и совхозов. Отрицательная совокупная рентабельность сельского хозяйства РСФСР объясняется прежде всего политикой закупочных и розничных цен. Через эту политику осуществляется основное перераспределение национального дохода, создаваемого в республике, регионе.

Закупочные цены на одну из основных, производимых в РСФСР сельскохозяйственных культур – картофель не восполняют даже затрат на его производство. В хозяйствах Нечерноземья себестоимость центнера картофеля составляет 9руб.61коп.,

а сдают его государству по 6руб.06коп. (с учетом скидок на крахмал, нестандартность и т.д.). Таким образом, чем больше хозяйство произведет картофеля, тем выше убытки.

Убыточно также производства льна и другой производимой на терриртории РСФСР сельхозпродукции. Вместе с тем цены на хлопок, рис, чай, цитрусовые и другие, производимые в южных республиках культуры дают возможность их производителям получать достаточно высокие доходы. Достаточно такого сравнения. Производство картофеля и цитрусовых требует почти одинаковых затрат труда, поэтому и цены на них во всем мире почти одинаковы, либо различаются в два-три раза и только в СССР это различие 20-35 кратное: картофель стоит в 20 (по сравнению с апельсинами) или 35 (по сравнению с лимонами) раз дешевле, чем цитрусовые. Налоговая политика по-прежнему остается наименее благоприятной для РСФСР.

Хотя РСФСР производит большую часть сельскохозяйственных машин, электроэнергии и удобрений, поставка минеральных удобрений на 1 гектар пашни и энерговооруженность сельского хозяйства здесь в 2-4 раза ниже, чем в большинстве других республик, что негативно сказывается на урожайности культур и доходах сельского населения. Несмотря на то, что РСФСР производит более половины мясомолочной продукции, население её областей обеспечено этой продукцией наихудшим образом, давно и постоянно испытывает дефицит оной, тогда как другие республики находятся в лучшем положении. Плохая обеспеченность русских областей продуктами питания вынуждает их население ездить за продуктами в соседние области Украины, Белоруссии, Прибалтики, где снабжение лучше. Эти наезды нередко вызывают у местного населения антирусские

настроения.

РСФСР отличается наихудшим развитием инфраструктуры. Здесь выше, чем в других республиках процент семей, не имеющих отдельных квартир, живущих в общежитиях.

Между тем жилищная обеспеченность РСФСР должна быть не хуже, а лучше, чем в других регионах уже в силу того, что более трети её территории расположено в суровых климатических зонах. Россия плохо обеспечена дорогами. По протяженности дорог с твердым покрытием на квадратный километр территории она занимает среди республик последнее место, незначительно опережая лишь Туркменскую ССР, 85% территории которой – пустыня!

У русского народа существенно ограничены возможности реализации политических прав, по сравнению с нерусскими народами.

Так составляя в 1980 г. более половины взрослого населения страны и более 60% промышленного рабочего класса, русские составляли всего лишь 26% депутатов Верховных Советов союзных республик, 35% - депутатов Верховных Советов автономных республик и 45% - среди депутатов местных советов. Таким образом, русские представлены в высших органах власти в два раза ниже, чем в промышленном рабочем классе, что противоречит положению о ведущей роли промышленного рабочего класса.

Не лучше обстоит дело с национальной историей, наукой и культурой. РСФСР – единственная из республик, не имеющая своей Академии Наук.

Демографическая ситуация Средней Азии, где проживают около 10% населения СССР изучается в четырех республиканских Академиях наук, тогда как ситуация в вымирающей Нечерноземной зоне РСФСР, объединяющей почти четверть населения СССР, - ни в одном академическом институте. Институты Академии наук СССР, естественно, республиканской и региональной тематикой не занимаются. РСФСР ныне единственная из республик (включая автономные), не имеющая своей опубликованной истории. Военные подвиги каждого из 12 героев Советского Союза – киргизов отражены в республиканской научной и художественной литературе, воспеты в музыкальных произведениях, кино, живописи. Ведь маленькая Киргизия имеет Академию наук с ее гуманитарными институтами, включая институт истории, и киностудию, и союзы писателей, композиторов, художников и т.д. А вот о подвигах 260 героев Советского Союза – уроженцев Смоленской области и всех 8000 русских героев Советского Союза известно гораздо меньше. Наши далекие потомки, если они вздумают изучать историю 2-й мировой войны только по нашим республиканским изданиям, будут удивляться: почему не воевали с фашизмом многочисленные в ту далекую эпоху русские, тем более, что война шла на их территории. А если воевали, то почему не оставили в научной литературе никаких следов. Среди десятков томов научных исторических книг, в том числе и сборников документов, посвященных роли того или иного народа в разгроме немецко-фашистских войск, нет ни одной, посвященной роли русского народа. В любой республике, исключая РСФСР, в школах дети учат историю СССР и историю своего родного края, республики.

Это воспитывает любовь к родному краю, к своему народу, к своей нации. В русских школах учат только историю СССР.

Отсутствие в РСФСР Академии наук мешает подготовке научных кадров. В 1980 г. Госкомитет по науке и технике и Президиум АН СССР приняли решение о преимущественной подготовке научных кадров для районов РСФСР наиболее в них нуждающихся. Однако решение оказалось мертворожденным.

Например, в 1981-1982гг. 15 внеконкурсных мест в аспирантуру Института государства и права АН СССР были распределены следующим образом: 7 мест республикам Средней Азии и Казахстана;

4 – республикам Закавказья; по одному Белоруссии и Латвии, и по одному – Башкирии и Удмуртии. Показатели социально-культурного развития русского народа оказываются на одном из последних мест и в том случае, если их сравнивать с соответствующими показателями народов РСФСР.

При этом с каждым годом русские занимают все более низкие места. По переписи 1979 г. по числу лиц с высшим образованием на душу занятого населения русские оказались среди народов РСФСР на 16 месте у горожан и на 19 месте у сельских жителей, уступая в полтора-два раза даже бесписьменным в недавнем времени народам – бурятам, якутам, чукчам.

Искусственно заторможенные темпы социально-экономического и культурно-политического развития русского народа привели к тревожным демографическим результатам: у русских произошло самое резкое падение рождаемости. (При оценке уровня рождаемости у русского населения следует делать поправку на его механический прирост за счет ассимиляции. До 98% детей, рожденных в смешанных с русскими браках, особенно в русско-татарских и русско-еврейских семьях, называют себя русскими. Этот механический прирост существенно улучшает демографические характеристики русских и ухудшает их у евреев, татар и др. народов, имеющих отрицательное ассимиляционное сальдо). Нация оказалась перед угрозой депопуляции. Уровень рождаемости у русских уже давно не обеспечивает простого воспроизводства населения. Все большее количество семей ограничивается одним ребенком. Демографическая деградация русского народа выражается и в том, что, что продолжительность жизни мужчин в русских селах многих областей (Архангельской, Калининской, Новгородской, Псковской и др.) упала до 54-57 лет и составляет на 5-7 лет ниже, чем по сельской местности СССР в целом. Пагубное влияние на здоровье русской нации оказывает тот факт, что русские женщины составляют большинство лиц, занятых на физических, неквалифицированных, вредных для женского организма работах, а это негативно влияет на здоровье их детей.

Малочисленность детей в русских селах приводит к закрытию школ либо к малочисленности учеников – 10-15 учеников на школу. В таких школах 1-2 учителя ведут все предметы. Оканчивающие такие школы ученики оказываются в худших стартовых условиях, что тормозит возможности их дальнейшего социального продвижения по сравнению с детьми других республик.

Все это свидетельствует о недостаточности внимания к судьбе русского народа, находящегося в неравных с другими условиях. На протяжении всей советской истории русский народ играл решающую роль в проведении социалистических преобразований, в развитии промышленного рабочего класса, в производстве материальных благ, формировании общесоюзного бюджета, решении военно-стратегических проблем, развитии науки и искусства. Депопуляция и деградация этого народа несовместима с социальным и научно-техническим прогрессом всего Советского государства в целом.

Надо ли доказывать, какую большую роль сыграли 14 имеющихся республиканских ЦК Компартий и Академий наук в развитии половины населения нашего государства. Почему же не создать подобные органы для другой его половины – русской? Такие органы с подобными полномочиями нужны, как минимум, для каждого экономического района РСФСР, а то и для каждой области. Тюменьская или Горьковская обл., например, имеющие ничуть не меньшую экономическую значимость и экономический потенциал, чем Киргизия или Эстония, должны иметь органы власти и управления, обладающие не меньшими полномочиями и компетенцией. Эти области должны быть обеспечены не худшей инфраструктурой и возможностями ее развития. Необходима серьезная реформа управления территорией. Действующая структура была хороша 50 лет тому назад, а сейчас тормозит развитие материальных и духовных сил общества. Каждый равновеликий в экономическом отношении район должен иметь равные социально-экономические права и полномочия, а также равные возможности их реализации.

Экономическая, социально-демографическая и национальная политика Советского государства должна строго подчиняться конституционному принципу равенства наций, равенства не только прав, но и возможностей реализации этих прав для представителя любой, в том числе русской, нации во всех сферах материальной и духовной жизни общества. Записанное в Программе КПСС положение о том, что «партия будет по прежнему проводить политику, обеспечивающую фактическое равенство всех наций, народностей с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии» не утратило своего значения и актуальности.

По каждому из изложенных здесь положений может быть представлена развернутая аргументация и фактический материал»

Взято с сайта Сергея Глазьева
http://www.libereya.ru/public/vektor.html
...а закончу речь я словами сами знаете кого:

“Кто хочет жить, должен сражаться. Кто не хочет сражаться в мире вечной борьбы – тот недостоин жить”

Оффлайн Evgeniy Kharchikov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7838
Олег Федюков пишет:

Предисловие писал явный антисоветчик, ну и Литвинова сказала только часть правды, что является искажением правды. Итак:
1. идустриализирована была только Россиия, Беларуссия , Украина и чтобы получить средства для индустриализации всего СССР брали безналичные деньги от промышленно развитой России и этих в основном республик, именно из промышленного сектора. С аграрного сектора в условиях сурового климата (поздняя весна и ранняя осень) деньги брать невозможно, но можно держать низкие закупочные цены на основные продукты питания. которые были в основном безналичные и легко списывались. Это никак практически не отражалась на наличных доходах (зарплатах) во всем СССР.
2. Цитрусы не являются продуктами основного питания и высокие закупочные цена на них нужны были, чтобы формировать республиканские бюджеты, которые шли на строительство промышленных объектов в республиках, которые потом должны были приносить доходы. Там же нужно было создать высокий инженерно-технический и научный потенциал, чтобы республики обходились местными кадрами, а вначале использовался российский потенциал для развития промышленности в республиках. Основные продукты питания, производимые в основном в России и выше перечисленных республик дотировались из бюджетов и потребитель платил за них низкие цены наличными деньгами по всей СССР. Польская, например, картошка стоила так же дешево, как и отечественная. Всем этим поддерживалось равенство между всеми республиками. Или Литвинова этого не понимает, либо она -враг. Скорее и то и другое.
3.Русские театры показывали в основном русский репертуар, республиканские - в основном свой. Так что национальная культура была нигде не ущемлена. В России имелись союзные АН, которые научно изучали в том числе и русскую культуру и русскую историю. Лапти и другая старина также были представленны в русских этнографических музеях по всей России. Там же были выставлены и местные художники, композиторы и пр.. В местных музеях были представлены все местные герои Советского Союза и в школах их биографию очень хорошо изучали. Так что антисоветчикам не надо наводить тень на плетень!!!
4. Рост городов закономерно повлиял на рождаемость в России, в Белоруссии и Украине... Это даже детям известно, но только ни антисоветчикам. Ранее вымирающие азиатские республики повысили свою численность за счет снижения смертности, котоая снизилась за счет улучшения условий жизни и здравоохранения. Это тоже любому придурку известно, но только не антисоветчикам.
Перекосы в нацианальной политики при Брежневе происходили за счет его подкупа пирушками в республиках, когда он в них приезжал.
Ну конечно сказался интернациональный долг русских по отношению к своим "меньшим братьям". Русские (настоящие русские!) по природе своей хлебосольные и отзывчивые люди, поэтому их и называют объединяющей нацией!!!

Оффлайн skyline

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 646
Важно не то кто писал, а то правда ли это. Советитчик или антисоветчик он не имеет никакого значение.
Цитировать
1. идустриализирована была только Россиия, Беларуссия , Украина и чтобы получить средства для индустриализации всего СССР брали безналичные деньги от промышленно развитой России и этих в основном республик, именно из промышленного сектора. С аграрного сектора в условиях сурового климата (поздняя весна и ранняя осень) деньги брать невозможно, но можно держать низкие закупочные цены на основные продукты питания. которые были в основном безналичные и легко списывались. Это никак практически не отражалась на наличных доходах (зарплатах) во всем СССР.
В выше приведённой статье Миронова как раз показывается что на зарплатах отражалось. Г-н Федюков её не удосужился прочесть?
Цитировать
К началу сороковых годов за счёт лишений славянских народов СССР было достигнуто сравнительное равенство наций и необходимость в льготах должна была отпасть. Но это положение сохранялось вплоть до распада СССР и сохраняется сейчас, если говорить о национальных республиках сегодняшней России. Именно тогда возникло новое фактическое неравенство: в категорию отсталых начали смещаться народы, ранее оказывающие помощь другим. Именно тогда начал ощущаться перекос в социальной, нравственной, политической сферах и в межнациональных отношениях. Черты этого нового фактического неравенства начали проявляться уже в годы первых послевоенных пятилеток, когда вся тяжесть налоговой и бюджетной политики, политики закупочных цен и госпоставок сельхозпродуктов по-прежнему ложилась на славянские республики, несмотря на то, что именно они наиболее пострадали от войны. В 1945 году сельхозналоги в Белоруссии были в НЕСКОЛЬКО РАЗ выше, чем в Грузии, менее пострадавшей от войны. Жители Средней Азии, Закавказья не верили, что зимой 1947 года в сёлах Росси, Украины, Белоруссии люди пухли и даже умирали от голода. Ведь в этих потребляющих республиках народ не голодал. С 1935 по 1975 г.г. в экономику Грузии было вложено 14,3 млрд. рублей. Причем даже во время войны денежный поток не прекращался. Вот вам и бесчисленные курорты, чайные фабрики, электростанции и пр. К 1975 г. грузинская чайная промышленность производила 82,5 тыс. тонн чая в год. А потреблять этот «чай» Госплан заставлял жителей все тех же РСФСР, Украины и Белоруссии. Кто помнит то, что называлось грузинским чаем, тот поймет, о чём речь.
Действительно очень интересно - разве кроме русских кто-нибудь голодал???
Цитировать
2. Цитрусы не являются продуктами основного питания и высокие закупочные цена на них нужны были, чтобы формировать республиканские бюджеты, которые шли на строительство промышленных объектов в республиках, которые потом должны были приносить доходы. Там же нужно было создать высокий инженерно-технический и научный потенциал, чтобы республики обходились местными кадрами, а вначале использовался российский потенциал для развития промышленности в республиках. Основные продукты питания, производимые в основном в России и выше перечисленных республик дотировались из бюджетов и потребитель платил за них низкие цены наличными деньгами по всей СССР. Польская, например, картошка стоила так же дешево, как и отечественная. Всем этим поддерживалось равенство между всеми республиками. Или Литвинова этого не понимает, либо она -враг. Скорее и то и другое.
Вот пускай бы напрягались, голодали и индустриализировались на эти деньги. Русский потенциал использовался и потом - когда пошла русская миграция в эти республики чтобы там им поднимать промышленность.
Цитировать
3.Русские театры показывали в основном русский репертуар, республиканские - в основном свой. Так что национальная культура была нигде не ущемлена. В России имелись союзные АН, которые научно изучали в том числе и русскую культуру и русскую историю. Лапти и другая старина также были представленны в русских этнографических музеях по всей России. Там же были выставлены и местные художники, композиторы и пр.. В местных музеях были представлены все местные герои Советского Союза и в школах их биографию очень хорошо изучали. Так что антисоветчикам не надо наводить тень на плетень!!!
Понятия русской истории что-то не припомню. Ещё кстати Сталин не пустил учебник истории, который именно об истории русского народа и писал. Учебников истории подобных учебнику Барсенкова-Вдовина не было. Кто-то это может опровергнуть???
По ходу межнациональных конфликтов стало очевидно что нацсознание вытравлено только у русских - нацмены-то ещё как националистичны и друг за дружку горой. Дураку понятно что иные социально-экономические условия в столь короткий срок на человека не повлияют, учитывая то что сознание весьма инертно. Из этого делается вполне очевидный вывод что нацсознание у русских вытравили!!
Цитировать
4. Рост городов закономерно повлиял на рождаемость в России, в Белоруссии и Украине... Это даже детям известно, но только ни антисоветчикам. Ранее вымирающие азиатские республики повысили свою численность за счет снижения смертности, котоая снизилась за счет улучшения условий жизни и здравоохранения. Это тоже любому придурку известно, но только не антисоветчикам.
А что, в республиках города не росли? Смертность снизилась и у русских, но потом у них упала рождаемость. Причём весьма резко. У нацменов же рождаемость как была высокой, так и оставалась. Что кстати характерно - после развала СССР у них рождаемость снизилась, сначала, но потом вернулась на должный уровень. А у русских?
Кстати интересно, что на своём форуме Федюков объясняет разницу в рождаемости примитивностью народов. ;D
Цитировать
Ну конечно сказался интернациональный долг русских по отношению к своим "меньшим братьям". Русские (настоящие русские!) по природе своей хлебосольные и отзывчивые люди, поэтому их и называют объединяющей нацией!!!
Доброта и хлебосольность - пожалуйста. Но садится нам на шею, как это произошло в СССР и продолжается по сей день никому не позволим больше!
В довершение сказанного мною скажу что в запрещённом учебнике Барсенкова-Вдовина, который не понравился жидам в отношении национального вопроса делаются аналогичные выводы. Там чётко показано -даже при Сталине, несмотря на его "русскую" политику национального равноправия установлено не было, а уж потом...
Статьи я так же помещал на Русский форум dpni.su - люди жившие в то время согласились со статьями.
...а закончу речь я словами сами знаете кого:

“Кто хочет жить, должен сражаться. Кто не хочет сражаться в мире вечной борьбы – тот недостоин жить”

Оффлайн skyline

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 646
Если кому не влом читать - почитайте эту тему, противники ничего толком по существу ответить так и не смогли.
http://dpni.su/forum/showthread.php?t=6420
...а закончу речь я словами сами знаете кого:

“Кто хочет жить, должен сражаться. Кто не хочет сражаться в мире вечной борьбы – тот недостоин жить”

Оффлайн Evgeniy Kharchikov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7838

Оффлайн skyline

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 646
А при чём здесь этот фрагмент газеты? Кстати, по теме ответить нечем?
...а закончу речь я словами сами знаете кого:

“Кто хочет жить, должен сражаться. Кто не хочет сражаться в мире вечной борьбы – тот недостоин жить”

Оффлайн Evgeniy Kharchikov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7838
Зови сюда т.Федюкова, пусть отвечает.

Оффлайн Evgeniy Kharchikov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7838

Оффлайн Alex55

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 156
    • Защита памяти
     В настоящее время под влиянием БУРЖУАЗНОЙ АНТИСОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ радио, газет и телевидения, разного рода религиозных антисоветски настроенных организаций и их  СМИ  произошло массивное "ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ" всему населению РФ и особенно МОЛОДЕЖИ, где это промывание начинается с детского сада.
Сотни и тысячи нанятых властью писак и так называемых "культурных деятелей" и лжепатриотов, отрабатывая свои иудины серебренники, потопили  в ЧЕРНОЙ КЛЕВЕТЕ правду о СОВЕТСКОЙ РОССИИ, СОВЕТСКОМ НАРОДЕ И О ЕГО ЖИЗНИ в ВЕЛИКОЙ СТРАНЕ ПОД НАЗВАНИЕМ СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК...
Совершенно точно и актуально.
Но вот важная поправка:
...Кандидат в президенты США Стивенсон оценивал положение таким образом, что если темпы производства в сталинской России сохранятся, то к 1970 г. объём русского производства в 3- 4 раза превысит американский»...
Выход был только один – уничтожить Сталина и развенчать успехи его деятельности, что и было сделано с помощью Хрущёва и его сообщников...

Результат известен: у власти стали предатели, экономический механизм, созданный при Сталине, не совершенствовался, а планомерно ухудшался; элита третировалась и настраивалась против советской власти, уровень жизни населения снижался (после довольно продолжительного инерционного повышения – настолько мощное движение вперёд было задано при Сталине).
Это неверно. Снижаться уровень жизни стал в конце горбачёвской перестройки-катастройки, и об этом особый разговор.
При Сталине рост был от бедности к достатку. Такой рост психология общества воспринимает очень позитивно, тут есть куда расти, и всем понятна НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛИЙ для роста.
Но по мере НАСЫЩЕНИЯ необходимых потребностей люди постепенно становятся требовательнее, хотят, чтобы каждый процент роста давался им без надрыва пупа. Это закономерно. Культура сытого хозяйствования нарабатывается постепенно.
Хрущёв не ломал социализма, он и его соратники пытались в меру своего понимания развивать хозяйство, решать проблемы. И многое им удалось. Кое-что оказалось глупостью, но глупостью роста, а не разрушения. Да, идея обсирать Сталина была очень плохой, это главный негатив Хрущёва. Но этот негатив не имеет причинной связи с катастройкой 1980-х.
Уровень жизни в СССР рос вовсе не по инерции, а по плановому хозяйству. Аппетиты у некоторых слоев, возможно, росли быстрее, и это момент негативный. Но он ОБЪЕКТИВЕН, и НИЧЕГО В НЕМ НЕТ ФАТАЛЬНОГО для социализма. То есть, сказки про снижение уровня жизни основаны или на сопоставлении с верхушкой западного благополучия, или на несоответствии реального достатка  ожиданиям. Достаток рос, но не так быстро, как хотелось бы нашим антисоветским доброжелателям-советчикам.
Некоторые желания сограждан социалистическое общество должно по-умному обуздывать, ставить в зависимость от обязанностей, поддерживать баланс желаний и возможностей. Стимулировать трудовую и интеллектуальную отдачу,стимулировать активность и направлять ее на благо общества.
Чем в брежневском СССР как раз и занимались честные люди. Нечестных было ничтожно мало, и они не имели честного идеологического перевеса.
Только перестроечным обманом и психозом удалось довести страну до разрушения в конце 80-х.
А корни, как выяснилось, исподтишка подтачивали, противоречия и обиды преувеличивали, двигали будущих предателей... Но это уже другая тема.
А в этой теме хочу заметить, что советская наука и высокотехнологичная промышленность в 1980-х накопила огромный потенциал развития. Если бы не горби-ёлкины, то сотовую связь, персоналки, плоские телевизоры, надёжную бытовую технику мы бы сейчас экспортировали успешнее Китая. А уж программное обеспечение своё иметь - без избыточности, дружественное, вирусозащищённую архитектуру, преемственную с большими ЭВМ - это само собой.
Вовремя они подсуетились с перестройкой ...
Правда - не волк, в лес не убежит

Вл.Ворсобин

  • Гость


Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919г. 

Архив - Музей истории профессионального образования г. Санкт-Петербург 
В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил :

 1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич
 
 

Вл.Ворсобин

  • Гость
Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»

26 декабря 1919 г.


«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране,

где царит безграмотность и невежество,

должна поставить своей целью борьбу против этого мрака.

Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

 
26 декабря 1919 г.



26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев. В 1920–1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

Осуществление государственной программы ликвидации безграмотности проходило в период сложных экономических условий. Однако восстановление народного хозяйства России настойчиво требовало повышения общеобразовательного и культурного уровня народа. Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.

Всесоюзная перепись 1939 г. показала, что грамотность среди населения в возрасте от 8-ми лет и старше в масштабах всей страны приближалась к 90%.

Лит.: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М., 1964; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М., 1973; О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР: Декрет Совета Народных Комиссаров 26 декабря 1919 г. России [Электронный ресурс] // Музей истории профессионального образования. 2010. URL: http://museum.profedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80:----l-----r-26--1919-&catid=18:2008-12-11-11-54-51&Itemid=51; Пергамент Л. И. Массовый поход за ликвидацию неграмотности в Вологодской губернии (1918–1922 гг.) // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1973. С. 73–90; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/education/main/likvid/2.htm; Петрова Я. И. Ликбез как социальный проект (на материалах Самарской губернии, 1920-1930-е гг.) // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 4. С. 519-540; То же [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.edu.ru/data/314/626/1219/Petrova._Likbez_kak_socialqnyj_proekt.pdf; Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917–1929). Л., 1941; Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917–1936). М., 1985.

См. также в Президентской библиотеке: Опубликована «Декларация о единой трудовой школе» // День в истории. 16 октября (открыть ссылку); 80 лет назад принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения // День в истории. 25 июля (открыть ссылку).




Вл.Ворсобин

  • Гость


Культура Казахстана в 20-х - первой половине 30-х годов
http://kazakhstan.awd.kz/theme/t25_5.html

     Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление.
 Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися.
 В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

     Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

     С 1921 по 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек.
     Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане было охвачено 91% детей школьного возроста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.
     В 20-х- 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

     Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
     Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

     В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

     Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.

     В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).
     В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.
     Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев, то в 30-х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.
     Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.
     Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г.
В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов.

 Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.
     Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.
     В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.
     С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.
     Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.